Такое изобретение XX века, как автомобиль, подарило человечеству комфорт передвижения, от которого сегодня многие уже просто не в состоянии отказаться. Однако и у этой медали есть обратная сторона – отходы жизнедеятельности автомобилей наносят значительный ущерб экологии, а значит, и нашему здоровью. Проблема загазованности – это проблема всех крупных городов мира. Но если другие страны уже предпринимают активные шаги для ее решения, то Россия – пока лишь в начале пути…
Только в России от автотранспорта за год в атмосферу поступает 27 тысяч тонн бензола, 17,5 тысячи тонн формальдегида, 1,5 тонны бензапирена и 5 тысяч тонн свинца. А в Северной столице за прошедший год автотранспортом выброшено в атмосферу более 570 тысяч тонн загрязняющих веществ.
– В Петербурге на долю автомобилей приходится свыше 70 процентов вредных выбросов в атмосферу, – приводит данные первый заместитель генерального директора по гражданской продукции корпорации “Аэрокосмическое оборудование” Валерий Киселевич. – Только вдумайтесь, чем мы с вами дышим? Ведь весь этот букет вредных веществ от выхлопных газов – опаснейший для здоровья канцероген, попадающий в наши легкие и существенно влияющий на состояние нашего здоровья.
Средний ущерб от отработанных газов на каждый автомобиль составляет 120 – 150 долларов. И в числе главных виновников, отнюдь не парк личных авто.
– Судите сами, сколько часов в день вы ездите на своем автомобиле? Обычно, час с утра, чтобы добраться до работы, и час вечером, возвращаясь домой, – уточняет Валерий Киселевич. – А автобусы, машины-пылесосы, мусоровозы курсируют по дорогам с утра до вечера. И большинство из них работают на дизельном топливе, дешевом, но самом грязном – именно дизель дает самое большое число вредных выбросов в атмосферу.
В свете вышеизложенного, возникает резонный вопрос: что делать-то? Отказаться от автотранспорта? Есть куда менее кардинальное решение – альтернативные виды топлива. Да, с производством биоэтанола у нас все глухо. Зато Россия обладает крупнейшими в мире запасами природного газа – самого экологически чистого топлива.
– Применение на транспорте компримированного природного газа вместо жидких моторных топлив позволяет снизить негативное воздействие на окружающую среду в 2–3 раза, – отмечает Валерий Киселевич. – При сгорании метана образуется на 20 процентов меньше углекислого газа, чем при сгорании бензина, и на 35 процентов меньше, чем у дизтоплива.
А ведь газ еще и почти в два раза выигрывает у бензина и дизеля в цене! Кстати, именно на этот вид топлива стремительно переводит свой общественный транспорт соседняя Европа – число “газовых автомобилей” к 2020 году здесь составит 10 процентов. Да, такие машины встречаются и в России, только уж слишком редко…
– По сравнению с далеко не самыми развитыми странами мира – это просто слезы, – с явным сожалением констатирует Валерий Киселевич. – Автопарк России, способный работать на этом топливе, составляет всего 2 процента от мирового. В Бангладеш, Боливии и Египте он количественно больше. Не говоря уже про Аргентину, в которой он больше почти в …30 раз!
Почему же газ не приживается в бензобаках российских автомашин? Нет собственных технологий? Не угадали. ОАО “КамАЗ” совместно с ОАО “Корпорация “Аэрокосмическое оборудование”” разработали газовые двигатели, оснащенные электронной системой управления, ни в чем не уступающие европейским аналогам. Тогда, быть может, перевод автотранспорта на газ слишком дорогое удовольствие? Опять неверно!
– Реальный опыт показывает, что затраты на эксплуатацию газового двигателя КамАЗ составляют в год около 226 тысяч рублей, а аналогичного дизельного – 507 тысяч рублей, – поясняет наш собеседник. – И, несмотря на то что на переоборудование нужно около 280 тысяч рублей, все окупается меньше чем за 1,5 года. А если таких двигателей в коммунальных машинах и автобусах тысячи – это миллиарды сэкономленных бюджетных денег.
Но что же тогда мешает нам осуществить столь выгодную со всех сторон “газификацию” транспорта?
– За исключением политической воли – ничего, – считает Валерий Киселевич. – Необходима эффективная государственная политика по развитию рынка газомоторного топлива – налоговые льготы, кредиты, дотации, а также и запреты, к примеру, на въезд “негазовых” автомобилей в охраняемые природные зоны. Например, в США бюджетная организация при обновлении парка обязана приобретать автомобиль, работающий на газе. Почему у нас этого сделать нельзя? Можно. Но нужно принять решение и последовательно его реализовывать. Ведь именно государство должно быть в первую очередь заинтересовано в развитии рынка газомоторного топлива, поскольку это ведет к более рациональному использованию его собственности – ресурсов недр, бюджетных средств, улучшению экологической обстановки, и как следствие, улучшению здоровья и продолжительности жизни населения.
Прямая речь
Генеральный директор ОАО “КОРПОРАЦИЯ “АЭРОКОСМИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ”” Юрий ЗАПЛАТКИН:
– Модернизация и внедрение инноваций является одним из приоритетных направлений в экономическом развитии страны. И это утверждение в полной мере соотносится со стратегическими задачами, которые ставит перед собой корпорация “Аэрокосмическое оборудование” – ведущая приборостроительная компания России. Наши инновационные разработки направлены на защиту национальных интересов страны. И газовый двигатель КамАЗ – яркий тому пример, так как использование природного газа в качестве газомоторного топлива дает значимые социально-экономические выгоды и сокращает экологические издержки.
Сравнение
Пакистан – 2 250 100 (Газобаллонные автомобили, ед.)
Аргентина – 1 813 777
Индия – 700 000
Италия – 587 577
Китай – 500 000
Украина – 200 019
Россия – 100 000
(По данным Национальной газомоторной ассоциации)