«Марадона заводит своих парней. И это главное»

Первый в истории чемпионат мира в Африке стал возможен во многом благодаря тому, что африканские команды добились в последние годы заметного прогресса в футболе. В том числе благодаря нашим соотечественникам. Советские тренеры всегда работали в африканских странах, а наши команды регулярно ездили туда на товарищеские матчи. В том числе «Зенит». Правда, Владимир Казаченок скорее с юмором вспоминает те турне.

           – В Гвинею-Бисау ездили по профсоюзной линии, в 1979 году, как сейчас помню, 6 сентября улетали, мой день рождения был. Организация та еще была – должны были сыграть четыре матча, а провели один, да и тот едва состоялся. Приехали, потренировались на песочке. Говорят, завтра игра после обеда. Ну, мы часа в два в автобус и к стадиону, а там никого. Так и просидели в нем до вечера, это, наверное, единственное место в стране, где кондиционер был. А потом и народ собираться стал. Долго у них там обедают.

– Как сыграли?
– Выиграли 5:2. Не выкладывались, конечно, позволил хозяевам парочку голов забить. Названия команды не выговорить было, мы их между собой “Черными звездами” называли. А после футбола еще организовали то, что у нас сегодня фуршетом было бы. Как рассказывали, по такому случаю специально корову зарезали. Ели местные парни с куда большим энтузиазмом, чем играли.

– С тех пор футбол в Африке заметно изменился в лучшую сторону, но на домашнем чемпионате почему-то только одна Гана вышла в плей-офф.

– А вы что, больше ждали? Да, в Африке есть свои звезды, но они разбросаны по всему континенту – Дрогба в Кот Д`Ивуаре, Это О в Камеруне и так далее. Вот если бы они сборную Африки собрали, тогда другое дело, это была бы сила! Может, именно с этого им и следовало начинать. Я бы, кстати, если бы был футбольным функционером, запатентовал соревнование под названием “Первенство континентов”. Интересный получился бы турнир – Европа, Азия, Африка и две Америки… Шесть команд всего получается, быстро провести можно.

– Не будет в плей-офф и финалистов предыдущего чемпионата – Италии и Франции. Это вы можете как-то объяснить?
– Ну с французами все ясно. Разъело команду. У нас принято считать, что только в Питере случается, чтобы дрязги, сплетни и пересуды футболу мешали. Во Франции тоже любят грязное белье поворошить. Но все пошло от тренера, хоть мне и больно так говорить, все-таки коллеги. Видимо, ошиблись с выбором. Другое дело, что с каждым годом при Доменеке сборная играла все хуже и хуже, он вел команду в никуда, а французы все терпели. Может, верили в игроков, они у них все-таки мастеровитые.

– В Италии тоже.
– Но более возрастные. Они могли просто устать. Мне кажется, чемпионаты в ведущих странах плюс еврокубки это слишком большая нагрузка, ее просто выдерживает далеко не каждый. А тут еще такой продолжительный турнир, как чемпионат мира. Вот та же Голландия, она показывает футбол в ЮАР, может, потому, что и чемпионат у них попроще, и из Лиги чемпионов и Лиги Европы все их команды давно вылетели.

– Но все их звезды тоже играют в ведущих чемпионатах?
– Звезды звездами, но нужны и игроки, которые их обслуживают, те, кто бегает, и они в Голландии. Вот увидите, сейчас еще и другие устанут, не только итальянцы. На чемпионатах мира и Европы часто бывает, что команды – не все, конечно, – начинают здорово, а ближе к финалу уже пешком ходят.

– Что же делать тренерам в такой ситуации, заставлять играть через силу?
– Нужна запредельная мотивация. Может, здесь случай с Марадоной показателен. Все говорят, что он не тренер, может, он в плане тактики действительно помочь не может, зато как заводит своих парней, как умеет вовремя подсказать по ходу матча, подбодрить, объяснить и показать на тренировке в плане работы с мячом. Вот они и летают по полю с такими эмоциями. Причем с первых дней. Хотя поначалу чемпионат казался скучным, но  было понятно, что никто с места в карьер не бросится, все поначалу приглядывались друг к другу. Турнир длится месяц, поэтому в лучшей форме надо быть к решающим играм. Чем выше будет турнирная мотивация – тем интереснее станет футбол. Фавориты выходят на пик формы ближе к концу чемпионата, а сборные, которым мало что светит, готовы уже к первым играм. Из-за этой разницы в подготовке между ведущими футбольными державами и середняками и возникают такие коллизии, когда Гондурас и Новая Зеландия играют на равных с именитыми соперниками.

– Может ли поражение Италии как-то отразиться на том футболе, что проповедует в “Зените” Спаллетти?
– Думаю, для него это будет только лишним доказательством того, что как бы успешно ни  развивалась команда, ей необходимо постоянное обновление. Мне на память сразу пришел чемпионат мира 1966 года, самый первый, который мы смотрели по телевидению. Там Бразилия провалилась, хотя четырьмя годами раньше это была неподражаемая команда и играли все те же игроки. Просто постарел коллектив. Хотя для меня их выступление тоже стало сюрпризом. Да, они с первого дня мучились на поле, но как показывает практика, команды с исполнителями такого уровня могут преобразиться за пару дней. На моей памяти те же итальянцы сколько раз на зубах вылезали из группы, а затем доходили до финала. Но на этот раз такого не случилось.

– Итальянцев выбили словаки, против которых сборной России играть в отборе к следующему Евро. Это действительно сильная команда, или у каждой бывает просветление?
– Может, у словаков и до серии удачных игр дойдет. Ничто так не сплачивает, не восстанавливает, не дает столько дополнительных сил, как такие неожиданные победы. Сохранит такой настрой трудно, растерять куда легче – один с мячом повозился, другой пас не отдал партнерам. Так все и пропало. Но как бы ни сложилось у словаков, опасаться нам их в любом случае не стоит.

– Чем же все-таки закончится чемпионат в ЮАР?
– Мне импонируют Аргентина, Бразилия и Испания. Эти страны вправе рассчитывать на победу.