Привычный сценарий: вы на диете, приняли решение отказаться от поедания пирожных, но вот вы проходите мимо магазинного прилавка с кондитерскими изделиями и вся ваша сила воли куда-то исчезает. Ученые из Университета Лондона пролили свет на процессы в головном мозгу, которые влияют на нашу силу воли и заставляют нас действовать импульсивно.
Это исследование может помочь лучше понять такие расстройства как дефицит внимания и гиперактивность, которые протекают на фоне высокого уровня допамина в головном мозгу, и для которых характерно импульсивное поведение. Также, оно поможет обнаружить потенциальные негативные побочные эффекты при приеме препарата L-dopa, который используется для облегчения симптомов болезни Паркинсона.
В тесте, который провели профессор Рей Долан совместно с коллегами, приняло участие 14 здоровых добровольцев. Первый раз тест проводили после приема ими небольшой дозы (150 мг) L-dopa, а второй – после приема плацебо. В каждом из случаев, волонтерам было предложено сделать серию решений. Выбор состоял из двух вариантов, в первом случае награда была меньше, но скорей, например, получить 15 фунтов стерлингов за две недели. Во втором случае, награда было больше, но ждать тоже приходилось дольше, к примеру, получить 57 фунтов стерлингов за шесть месяцев.
“Ежедневно, мы сталкиваемся с необходимостью выбора из двух вариантов: в первом случае мы получим удовольствие сразу, но в меньшем количестве, а во втором – более значительную награду, но потом”, – пояснил Алекс Пайн, автор исследования. “Купить ли новый айфон сейчас или подождать пол года пока упадут цены? Сидеть на диете или скушать это вкусное пирожное? Подготовиться к экзамену или еще посмотреть ТВ?”.
Исследователи обнаружили, что люди действовали более импульсивно – выбирая вариант “меньше, но быстрей”, когда уровень содержания допамина в головном мозгу был повышен. В общей сложности, доля выбора более быстрой награды увеличивалась почти на треть”.
“Нам известно, что присутствие сенсорной информации – вид, звук, запах и ожидание награды или даже нейтральные зацепки, которые ассоциируются у нас с наградой, – моментально повышают уровень домамина в головном мозгу, и наши исследования показывают, что повышенный уровень допамина заставляет нас действовать более импульсивно”, – рассказал он.
“Но это исследование не просто объясняет механизм, который заставляет поддаться искушению. Оно также объясняет причины расстройств, которые ассоциируются с абнормальным уровнем допамина и могут привести к чрезвычайно импульсивному поведению”.
Исследователи также протестировали испытуемых на влияние малых доз галопередола (препарат для подавления допамина). Но результаты мало отличались от эффекта плацебо. Доктор Пайн предостерегает от идеи использования препаратов, подавляющих уровень допамина, в качестве средства для борьбы с импульсивностью и вредными привычками.
“Допамин играет важную роль в головном мозгу, начиная с движения и заканчивая приобретением знаний”, – пояснил он. “Понижение уровня может снизить импульсивность, но нужно быть уверенным, что это произойдет не за счет других важных функций”.