Как в Гатчину удалось привезти Катрин Денев

В Петербурге много кинофестивалей. Но он мечтает, что когда-нибудь появится еще один – большой и звездный, который будет конкурировать с Каннами и Венецией. Или хотя бы с ММКФ. Но пока суть да дело, маленький фестиваль литературы и кино, проходящий в Гатчине, взял и пригласил настоящую звезду – Катрин Денев. О том, как после такого потрясения фестиваль будет жить дальше, Online812 спросил у генерального директора фестиваля Татьяны АГАФОНОВОЙ.

       – Самый распространенный вопрос организаторам всех кинематографических мероприятий – откуда деньги. Откуда у вашего маленького фестиваля деньги на приглашение мировой знаменитости?
– Вообще у нас несколько бюджетов – городской, областной и спонсорский. И по всем по ним мы предоставляем отчеты. Самое главное, это государственный бюджет – для государственных органов нужно больше бумаг. А это сложновато. А так мне по барабану перед кем отчитываться.

– А на Денев-то чьи деньги истрачены – государственные или спонсорские?
– Тут ничего криминального нет. Просто были люди, которые хотели увидеть эту актрису вживую. Просто рядом постоять. И эти люди дали деньги. Ну и плюс, грубо говоря, мои личные вложения. Вот и все. Что меня убивает в СМИ, что они дают информацию, не проверив ее. Типа сам потом отмоешься.

– Те, кто дает вам деньги – государство или спонсоры, – могут сказать: “Вот этого человека на фестиваль не приглашайте”?
– Нет, такого нет. Более того. Все любят говорить что-то типа: “Вот, весь бюджет потрачен на Катрин Денев”. Это чистый обман. Катрин Денев шла из спонсорских средств. Это проект “Трех столиц” (продюсерский центр, который возглавляет Т. Агафонова. – Прим. ред.).

– В связи с кризисом на кино деньги дают менее охотно? Или на звезду деньги найдутся всегда?
– Приезд звезды – это всегда результат работы. И зрители у нас в этом году были. Даже сносили представителей фестиваля, которые стояли на входе. Смотрели все фильмы, вошедшие в конкурс. Даже неигровое.

– Почему интерес к фестивалю вырос – зритель стал лучше или приезд Денев так повлиял?
– За шестнадцать лет существования Гатчинского фестиваля люди привыкли смотреть кино. И хотя идет много разговоров, откуда что взялось, но этот фестиваль имеет социальную направленность. Простые люди кино посмотрели. У нас ведь стоимость билетов была десять рублей. Кроме того, у нас была очень хорошая школьная программа по Чехову. Чехова увидел почти весь район и Гатчина. Залы пустыми не были. Потому что через отделы народного образования была проведена определенная работа.

– На открытии фестиваля, в котором участвовала Денев, было очень много народу из администрации Гатчины. Чиновники с женами, наверное, зал и заполнили.
– В течение четырнадцати лет открытие Гатчинского фестиваля было закрытым мероприятием. Когда я пришла на фестиваль, то сказала: “Извините, простые люди тоже хотят посмотреть открытие. И кино”. И это понравилось не всем. В результате компромисса отдали в распоряжение гатчинской администрации половину зала. В этом году в открытой продаже было 425 билетов, и их можно было купить в кассе до последнего дня. И после этого простые люди мне говорили “спасибо”.

– Будет на Гатчинском фестивале что-то еще меняться?
– Я что-то не очень уверенна, что что-то будет меняться. Если мы сами не будем менять.

– А вас могут заставить что-то поменять – чтоб повеселее было. Или посерьезнее?
– Наверное, будет проще меня снять, чтобы не было такого геморроя. Потому что я неудобный работник. Не пресмыкающийся. Я всегда иду своим путем. В чем тут еще беда. Все считают, что у нас должно быть каждый день по пять-шесть звезд. Вот Гатчина говорит: “Что-то у вас звезд было мало!” Я им говорю: “Извините. У вас каждый день была звезда. Денев, Пилецкая, Борис Галкин, Филозов, Адабашьян, Малеванная”. Мне говорят: “Что-то маловато”.

– А вы им что в ответ?
– Меня это оскорбляет и как актрису, и как генерального директора. Это люди, которые точно так же вложились в мировой и российский кинематограф. Тем более что это наши люди. Их надо почитать точно так же. Но народ этого не видит. Тем более что когда приехала Денев, большая звезда, все испугались. Когда в прошлом году ждали Елену Соловей, никто не боялся. Она все равно своя, русская. Если что не так, она нас поймет. А когда приехала мировая звезда, вроде как и неудобно. Вдруг что-то не так. И хочется, и страшно.

– А что может быть не так?
– Вот существует международная практика: на пресс-конференциях нельзя снимать со “вспышкой”. Но при этом во время закрытия фестиваля один из фотографов “засветил” вспышкой прямо в лицо актрисе Пилецкой. После этого она, знаете, как сова, которую загасили фарами. Куда это годится. Этой культуры нет, и ее надо прививать.

– До того как возглавить фестиваль вы, популярная актриса, руководили колхозом и только потом создали продюсерский центр. Есть принципиальная разница между тем, как управлять колхозом и фестивалем?
– Разницы нет, потому что в любом случае управленец – это харизма. И пока есть человек с такой харизмой, в принципе все будет работать. Как только уходит этот человек, уходит харизма или происходит что-то другое. Или мероприятие перерождается в новую ипостась.

– Опыт других фестивалей вы используете?
– У меня свое видение, но я еще не знаю, как существуют другие фестивали. Я была на фестивалях как актриса, но теперь я буду ездить по фестивалям и смотреть, что и как.

– Так в чем пока будут заключаться перемены Гатчинского фестиваля?
– Происходит процесс минимизации. Я считаю, что я управленец с функцией минимизации.

– Что это?
– Сейчас я объясню. Вот вы рисуете акварелью и проводите влажной кисточкой по бумаге. Получается расплывчатое пятно. А если вы проводите той же кисточкой по влажной бумаге, то оно расплывается еще больше. Минимизация заключается в том, что все компактно и не расползается.

– Зачем вам это нужно – чтобы не расползалось?
– И для конкретики, и для ясности. И для отчетности и бухгалтерии. И это только поверхностная, визуальная часть. А на самом деле там есть наше законодательство, которое требует, чтобы была конкретика вещей. Кроме того, должна быть, простите, еще и экономия.

– Про экономию – это вы уже не как творческий человек говорите.
– Я к этому подхожу как творческий человек. В этом и есть вся прелесть. Во мне совмещаются и творчество, и аналитика. Я понимаю, что люди хотят с творческой точки зрения. Я даю такую возможность. Если человек хочет все решить в красных тонах, я даю ему возможность. Другой на моем месте скажет: “У нас больше нет финансирования. Иди вон”. А с моей точки зрения, надо дать человеку такую возможность. Потому что я исхожу из творческих задач, а не из того, что у нас денег мало. Я управленец, а не бизнесмен.

– А в чем все-таки разница?
– Объясню разницу. Управленец управляет, а бизнесмен стремится получить чистую прибыль. На фестивале прибыль не получишь. Здесь основной является социальная направленность.

– Как вы относитесь к появлению так называемой “большой восьмерки” – восьми киностудий, среди которых распределилась государственная поддержка?
– Вообще-то я не очень хорошо к этому отношусь. Я против глобализации. Потому что это убивает все остальное. Фактически это вампиризм. Когда крупные производители паразитируют на молодежи. Понятно, что народ не сможет сам кино делать. И интересные идеи будут высасываются.

– В Петербурге давно пытаются организовать крупный кинофестиваль. Вот сейчас очередная попытка предпринимается. Что, на ваш взгляд, мешало прежним попыткам?
– У нас нет киноцентров такого уровня, чтобы можно было принимать звезд. Вообще, очевидный недостаток кинотеатров. Но… Это опять такие харизматические вещи. Скорей всего той личности, которая бы дергала за ниточки, это раньше было не нужно.

ДОСЬЕ
Татьяна Агафонова. Родилась в 1963 году. Окончила Школу-студию МХАТ. Работала Театре-студии под руководством О. Табакова. Активно снималась в кино (“Одиноким предоставляется общежитие”, “По главной улице с оркестром”, “Забытая мелодия для флейты”, “Интердевочка”, “Дальнобойщики” и др.). В 1993 году поступила на юридический факультет Академии экономики и права. В 1998 году бросила все дела и уехала в деревню Залазино Лихославльского района Тверской области, став председателем колхоза “Вперед”. Закончила Тверскую сельскохозяйственную академию по специальности “Менеджмент”. В 2007 году организовала продюсерский центр “Три столицы” (Петербург).