На прошлой неделе в блоге сайта Фонтанка.Ру один из пользователей выложил 17-минутный видеоролик. Его действующие лица – вице-губернаторы Петербурга, которые снимают передачу «Валентина Матвиенко. Диалог с городом». По сюжету, поскольку губернатор уехала, на вопросы телезрителей отвечает оставшийся замещать ее Александр Вахмистров. Актеры в ролике – настоящие члены городского правительства.
Предположительно, это видео является подарком Валентине Матвиенко к дню рождения и было снято весной 2009 года (Александр Вахмистров уже глава администрации, но Олег Виролайнен еще не уволен). Для просмотра широкой публикой ролик не предназначался. К делу авторы фильма подошли серьезно: снимали и в Смольном, и на студии Пятого канала, где пишется настоящий “Диалог с городом”.
Смольнинские ветераны говорят, что подобного рода корпоративные подарки – в духе нынешнего губернаторства, но не свойственны для губернаторства предыдущего. “При Владимире Яковлеве конфликты интересов в его окружении были более острыми, поэтому атмосфера в коллективе оставалась достаточно сухой”, – сказал один из источников.
Несмотря на талантливую игру актеров и неплохой, а местами даже феерический сценарий, установить автора фильма не удалось. Большинство источников Online812 уверяют, что это – пресс-секретарь губернатора Александр Коренников, который вместе с Александром Вахмистровым исполняет главную роль. Однако сам Коренников не смог ответить Online812, является ли он автором сценария, мотивировав это тем, что находится в отпуске. И, по традиции, предложил направить письменный запрос.
Но мы считаем, что имя автора (или авторов) такого талантливого произведения не должно оставаться тайной.
Предлагаем читателям ознакомиться с расшифровкой фильма, чтобы оценить даровитость и находчивость его создателей.
Коридоры Смольного. Встречаются пресс-секретарь губернатора Александр Коренников и вице-губернатор Александр Вахмистров
Коренников: Александр Иванович, добрый вечер!
Вахмистров: Добрый вечер.
Коренников: У меня срочное дело.
Вахмистров: Да.
Коренников: Вы, конечно, знаете, что сегодня у Валентины Ивановны день рождения. Она уехала, а вы остались за нее.
Вахмистров: Что, опять премию выписать?
Коренников: Да, но это не главное. У нас сегодня передача “Диалог с городом” и якобы в прямом эфире, а кассета с записью куда-то потерялась.
Вахмистров: Вот я всегда говорил, что должен быть порядок на работе. Но и потом, действительно у Валентины Ивановны сегодня день рождения, люди поймут. Сними передачу, и нечего в этот день задавать свои дурацкие вопросы.
Коренников: Александр Иванович, это невозможно! Передача должна быть в эфире, иначе мне просто голову снесут.
Вахмистров: Ну и что вы предлагаете?
Коренников: Я предлагаю вам провести передачу.
Вахмистров: Вы что, с ума сошли? Вы что, не понимаете, что передача называется “Валентина Матвиенко”? Валентина!
Коренников: Я понимаю, но все равно эту передачу никто не смотрит. Даже если кто-то увидит случайно, не обратит внимания.
Вахмистров: Что значит “никто не смотрит”? Вы что, мне предлагаете платье надеть? Но и потом, вы ошибаетесь, что передачу никто не смотрит. Ее смотрят как минимум все члены правительства. И объясню почему. Обычно на следующий день Алла Юрьевна всегда нас спрашивает, что больше понравилось, что меньше. Я вот два раза ответить не смог, и хорошо, что у меня была уважительная причина – был на рыбалке, а так неизвестно, чем бы все это кончилось. Слушай, я сегодня добрый, давай-ка выдам тебе премию и выкручивайся, как хочешь. Вот (вынимает деньги из внутреннего кармана, отсчитывает купюры) раз, два, три, четыре, пять, шесть… да хватит, на.
Коренников: Александр Иванович, все вопросы и ответы написаны лично Аллой Юрьевной, проверены Тихоновым. Вам остается только прочитать, просто прочитать. Ну пожалуйста (возвращает деньги).
Вахмистров: Что значит прочитать… (начинает пересчитывать деньги) раз, два… ну ладно.
Комната стилиста. Подготовка к эфиру
Вахмистрова причесывают и припудривают. Коренников забирает часы с его руки.
Вахмистров: Ух, да… ну пошли.
Эфир
Заставка передачи “Валентина Матвиенко. Диалог с городом”
Коренников: Добрый вечер, уважаемые петербуржцы! Добрый вечер, Валентина Ивановна!
Вахмистров: Добрый вечер, Саша.
Коренников: Сегодня в строгом соответствии с графиком выхода передача “Валентина Матвиенко. Диалог с городом”, и вот первый вопрос. Обращается жительница нашего города Светлана Викторовна.
На экране появляется глава Центрального района Петербурга Светлана Штукова в роли простой горожанки с туалетной бумагой “Zewa” и соком “Я” в авоське.
Светлана Викторовна: Здравствуйте, Валентина Ивановна, я житель Кировского района, но работаю в Центральном и каждый день езжу на метро на станции метро “Дыбенко”. Валентина Ивановна, около станции метро “Дыбенко” ларьки, сплошная грязь… Когда же там будет наведен порядок?
Вахмистров: Что-то интересно, если она живет в Кировском, а работает в Центральном – что она каждый день делает на станции метро “Дыбенко”? Короче, загадка какая-то. Может быть, она думает, что Невский район и есть Центральный, но с другой стороны, если она живет в Кировском, а там ежегодно и каждые выборы избирается депутатом Тюльпанов, председатель Заксобрания, то по этой логике Кировский район и должен быть Центральным. В общем, загадка какая-то.
Коренников кашляет
Вахмистров: А… Уважаемая Светлана Викторовна! Ваш вопрос очень актуальный. Я немедленно дам поручение Лобко Виктору Николаевичу и главе Невского района Хренову Владимиру Ивановичу убрать все принадлежащие им ларьки и игровые автоматы. Черт-те что, хреновина какая-то, Хренов давно уволен, да и Лобко Виктор Николаевич на пенсии. Видно, какой-то старый вопрос.
Коренников делает знаки
Вахмистров: Да… я сама тоже езжу на метро на работу, бываю на станции метро “Дыбенко” и иногда играю в автоматы и выигрываю.
Коренников кашляет
Вахмистров (бубнит): Черт-те что (надевает очки). То есть никогда не играю и выиграть невозможно. Желаю вам, Светлана Викторовна, здоровья и дальнейших успехов в работе.
Коренников: Спасибо вам, уважаемая Валентина Ивановна! Вот еще один вопрос уже от жителя нашего города Михаила Эдуардовича.
На экране появляется вице-губернатор Михаил Осеевский с бутылкой водки “Русский стандарт” в руках.
Михаил Эдуардович: Здравствуйте, Валентина Ивановна! Меня зовут Михаил Эдуардович. Я хотел бы узнать: когда же, наконец, в нашем городе появятся магазины шаговой доступности?
Вахмистров: Спасибо вам большое, Михаил Эдуардович! Действительно очень актуальный вопрос, очень актуальный вопрос (ищет ответ в бумагах). Ага… магазины шаговой доступности это важнейшее направление деятельности правительства. И уже есть первые результаты. В 2007 году я дала поручение заместителю председателя Комитета экономического развития Архипову, и он построил два магазина ну буквально в двух шагах от своего дома. За это он назначен на должность зам. министра сельского хозяйства, а в этих магазинах торгуют его родственники. Продукты здесь всегда свежие, со всех регионов России: камчатские крабы, черная астраханская икра, кубанские помидоры, свежий ставропольский хлеб. Что-то есть вообще захотелось.
В 2008 году я дала поручение председателю Комитета экономического развития Сергееву Алексею Ивановичу. Он построил 10 магазинов буквально в двух шагах от “О`Кея”, “Ленты”, “Карусели”. Там всегда низкие цены, особенно на салаты, сухари, фруктовые и овощные смеси. Алексей Иванович недавно назначен вице-губернатором СПб. И вот совсем недавно я дала поручение премьер-министру Республики Беларусь Сергею Сергеевичу Седольскому: открыть к 1 июля 50 магазинов шаговой доступности, и чтобы они находились буквально в двух-трех шагах от границы с Республикой Беларусь. Это сокращает транспортные расходы, и продукты всегда будут свежие, но особенно сало и колбаса. У жителей нашего города всегда будет выбор (задумывается).
Интересно, а кем будет Сергей Сергеевич после исполнения поручения губернатора?
Коренников: Спасибо вам большое, Валентина Ивановна! Действительно, теперь у петербуржцев будет выбор, где и какие продукты покупать. Следующий вопрос, уважаемая Валентина Ивановна, по теме образования. Жительница нашего города, к сожалению, обозначила только инициалы – АЮМ, задает вопрос:
На экране появляется вице-губернатор Алла Манилова в шляпке.
АЮМ: Дорогая Валентина Ивановна! У меня вся надежда на вас. Дело в том, что я уже 20 лет подряд поступаю в Театральную академию, но в прошлый раз приемная комиссия сказала мне, что в этом году обязательно примут. Но сейчас для всех ввели ЕГЭ по математике, и для нас, натур творческих, это совершенно невозможно. Прошу вас, помогите, пожалуйста, в моем лице всей петербургской культуре. Спасибо большое.
Вахмистров: АЮМ?
Коренников: АЮМ.
Вахмистров: Что-то какие-то знакомые инициалы. Ну ладно. Че-то не вспомнил.
Уважаемая АЮМ! Очень жаль, что вы не написали, как вас зовут, и не оставили свой номер телефона, тем не менее, я убежден, что у вас все получится, и я дам поручение Алле Юрьевне Маниловой… хм… АЮМ… ловко… проконтролировать и обеспечить ваше поступление в Театральную академию. Для всех остальных скажу: математика очень важна, особенно в условиях финансового кризиса. Вот, например, председатель Комитета финансового контроля Буренин легко в уме определяет сумму ущерба в рублях, тут же переводит в доллары, евро и фунты стерлингов. И это еще не все, например, вице-губернатор Филимонов только один знает стоимость жилья, которая устанавливается в у.е., при этом курс у.е. устанавливает он сам утром, днем и вечером, поэтому ЕГЭ по математике очень важен. Я даже думаю дать поручение Косткиной Людмиле Андреевне приобрести для всех пенсионеров компьютеры обязательно, кстати, отечественного производства, для подсчета оплаты коммунальных услуг. Здесь большое поле деятельности, и часть расчетов экономического характера можно будет возложить на самих пенсионеров. Ну, это позволит сократить численность, например, Комитета экономического развития. Я поручу Бодрунову Сергею Дмитриевичу (он любит у нас работать по ночам) сделать соответствующее обоснование.
Коренников: Следующий вопрос, Валентина Ивановна, касается реализации крупных проектов.
На экране появляются вице-губернатор Юрий Молчанов и председатель КБДХ Олег Виролайнен в ролях строительных рабочих.
Молчанов: Здравствуйте, уважаемая Валентина Ивановна!
Виролайнен: Здравствуйте, глубокоуважаемая Валентина Ивановна!
Молчанов: Валентина Ивановна! Мы работники строительных фирм. Юрий Вячеславович меня зовут.
Виролайнен: А меня зовут Олег Арвович.
Молчанов: И мы, Валентина Ивановна, хотели бы узнать, не повлияет ли этот финансовый и экономический кризис на такие проекты, как ЗСД, Орловский тоннель, Надземный экспресс?
Виролайнен: Не отразится ли это на всех наших программах реализации и развития дорожно-строительного комплекса в нашем городе.
Молчанов: Спасибо, Валентина Ивановна.
Вахмистров: Но это действительно очень актуальный и важный вопрос. Я убежден.
Коренников: -а.
Вахмистров: Что “а”?
Коренников (шепчет): Убеждена.
Вахмистров: А-а! Я убеждена, что мировой финансовый кризис, который оказал очень сильное влияние на экономику США, где даже переизбрали по этому вопросу президента, экономику Китая, Европы, почти не коснется Санкт-Петербурга, а тем более этих важных и нужных городу проектов. А секрет здесь очень прост: вице-губернатор Молчанов Юрий Вячеславович и Комитет по инвестициям предложили схему частно-государственного партнерства. Суть ее такова: государство, город получает деньги в виде налогов, финансирует совместно с инвестором проект и передает, ну можно сказать дарит, в эксплуатацию этому же инвестору. Схема почти идеальна. Хочу еще раз поблагодарить, кстати, Бродского Михал Наумыча, который сумел объяснить эту идеальную схему всем депутатам, и они утвердили ее в виде закона. Но, правда, могут возникнуть вопросы там у прокуратуры, ФСБ, но я дам поручение начальнику ГУВД Пиотровскому Вячеславу Юрьевичу, Тихонову Валерию Владимировичу и Юрию Вячеславовичу Молчанову разъяснить эту схему. Но что же происходит сегодня. Налоги в бюджет не платят, и, соответственно, мы проплатить проект тоже не можем. И здесь опять частно- государственное партнерство. Что интересно. Пусть инвестор сам что хочет, то и строит да и эксплуатирует, а мы будем всячески помогать. Ну в первую очередь через принятие законов – таких, как право землепользования застройки, закон об охранных зонах. Вообще эти законы большое достижение в области градостроительной политики. Поэтому не волнуйтесь, уважаемые Юрий Вячеславович и Олег Карлович. Правительство города помнит о вас, и вы всегда сможете поработать в дорожном строительстве.
Коренников: А, спасибо, Валентина Ивановна. Действительно, частно-государственное партнерство в условиях кризиса – это находка. Может быть, вам написать книгу, научную статью или защитить диссертацию?
Вахмистров: Ха, Саша, к сожалению, у меня нет времени: стирка, готовка, мытье посуды, хождение по магазинам, ведь у меня нет своего магазина шаговой доступности, участие в вашей передаче, наконец, ну отнимает у меня ну абсолютно все свободное время.
Кстати, защиту диссертации, на мой взгляд, может позволить себе только абсолютно свободный человек. Кстати, в правительстве города есть и доктора наук Вахмистров, Бодрунов, дважды доктор Бродский, много кандидатов. Вообще правительство города – это очень сильная профессиональная команда.
Коренников: И в заключение, уважаемая Валентина Ивановна, логически возникает последний вопрос, который волнует всех без исключения горожан: как вы проводите свое свободное время, которого очень мало, и как вам удается так хорошо выглядеть и, извините, очень стильно одеваться?
Вахмистров: Спасибо, спасибо. Действительно, времени свободного очень мало, но я обычный человек: в субботу и воскресенье с удовольствием смотрю наш федеральный Пятый канал. Там, кстати, по субботам показывают, а в воскресенье обязательно повторяют фильмы из серии о Джеймсе Бонде.
Коренников: А другие каналы? Я когда-то сам работал на телеканале “Россия”.
Вахмистров: Нет, практически нет. Еще раз повторю, смотрю только один фильм про Джеймса Бонда, но, кстати, пыталась перед сном включить “Сотку”, а там все время идет какой-то сериал фильмов ужасов о каком-то городе. Но смотрю обычно 100 секунд, больше не могу, да и артисты, честно говоря, подобраны в основном из массовки. Даже члены правительства города там снимаются, чаще всех подрабатывает Вахмистров, но творческая деятельность не запрещена.
Коренников: А DVD смотрите?
Вахмистров: Саша конечно, у меня есть полная подборка “Диалога с городом”.
Коренников: Валентина Ивановна, а книги?
Вахмистров: Да, Саша, любимая книга “Телефонный справочник Смольного”. Часто вечером листаю, думаю о ротации кадров, ну в крайнем случае о замене телефонных номеров. Часто, листая любимые страницы, ну позвоню кому-нибудь, узнаю, как дела, что нового. Вот так пообщаюсь со знакомым человеком, пожелаю ему что-нибудь, и на душе становится спокойнее, и человеку приятно.
Коренников: Валентина Ивановна, а где вы одеваетесь?
Вахмистров: Саша, это очень личный вопрос, я ведь женщина и губернатор, я не могу раскрыть все тайны и рекламировать какую-нибудь продукцию, но вам по секрету скажу. Раньше я все покупки делала в Апраксином дворе, но стало неудобно, в городе пробки, парковки нет, но, кстати, там до сих пор одеваются и Киселева, и Дементьева, ну им близко, пешком ходят с работы. Как-то заехала на Хасанский рынок, но там нагрубили и даже, не поверите, обсчитали. Сейчас езжу только на рынок Гражданский, спасибо Филимонову, построил, наконец, ну вот и сейчас после нашей передачи заскочу и что-нибудь куплю. Кто же, если не я, поддержит малый бизнес в торговле.
Коренников: Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна, за столь откровенный разговор, за ответы в нашей передаче. Удачных вам покупок. До свидания, уважаемая Валентина Ивановна! До свидания, уважаемые петербуржцы! Диалог продолжается.
Вахмистров: До свидания! Уф… ну как?
Коренников: Как всегда, гениально.
КОММЕНТАРИИ
Снимали ли такое во времена Яковлева?
Алексей Шустов, политтехнолог, экс-советник Владимира Яковлева по PR:
– Ролик показывает ряд высших чиновников городской администрации лишенными того панциря, который им положено носить по должности. Мы получили уникальную возможность увидеть, как они относятся к своей работе и своим решениям, обсуждая их в собственном кругу.
Во-первых, радует, что наши отцы города – совершенно нормальные люди, обладающие чувством юмора и эмоциями. Во-вторых, они отлично понимают абсурдность многих собственных действий, которые им приходится совершать в силу несовершенства существующей системы политического управления. Самокритичность наших вице-губернаторов показалась мне великолепной.
Подобную самоиронию я встречал и у многих чиновников времен Владимира Яковлева. Но чего-либо подобного этому ролику, сделанному для показа губернатору, вспомнить не могу.
Хорошо ли сыграли непрофессиональные актеры?
Алексей ГУСЕВ, киновед:
– Уровень сатиры – и по качеству, и по плотности – здесь таков, что “Куклы” Шендеровича кажутся расслабленным дуркованием. Может, и правда, что главным европейцем у нас всегда остается правительство?
Вот Вахмистров старательно зачитывает “в прямом эфире” по бумажке ответы горожанам. Напор, с которым он произносит глаголы первого лица в женском роде, – уже сам по себе отменный актерский прием. Как и тот тонкий налет позитива и просветленности, который появляется в голосе и лице главного героя, стоит ему перейти от своего импровизированного текста к бумажному.
Все эти нюансы могут показаться необязательными – столь снайперски смешон замысел фильма в целом. Чего стоит томно-одухотворенная Алла Манилова, которая от лица питерской культуры просит губернатора помочь ей поступить на актерский факультет. Или простые строители в оранжевых касках, но с лицами вице-губернаторов. Конечно, абсурдный сюжет – это еще не сатира, это всего лишь забавный замысел корпоративного поздравления. А вот серьезность, с которой Вахмистров участвует в этом сюжете, обеспечивают сатирический дух на уровне изображения. Который и не подделаешь, и не скроешь.
Профессиональный актер – тот скрыл бы. А в наивной неловкости непрофессионала каждый нюанс дорог.
В первом эпизоде фильма Вахмистров и Коренников встречаются в темном коридоре Смольного – лишь направленный луч с камеры высвечивает из тьмы мемориальную доску около ленинского кабинета (Вахмистров отнекивается и пытается взамен дать своему визави внеочередную премию). Сцена тайного сговора во мраке сменяется эпизодом гримировки, коротко смонтированным под бессмертную тему Манчини из “Розовой пантеры”. Ну да, это детектив, причем шпионско-авантюрный.
Это корпоративное произведение свидетельствует о двух чертах своих авторов. О трезвости и спокойствии. У них нет сомнений в подлинной ценности того, что они делают, равно как и в прочности своего положения. Самозванец не будет шутить про то, что он самозванец – если есть хоть мизерный шанс, что кто-то его таковым считает всерьез. Чтобы сделать такой фильм, надо точно понимать, кто ты есть на самом деле, и точно знать, что это останется безнаказанным. Надо быть пожизненным халифом на час. Уникальное сочетание, если вдуматься.