Популярные места отдыха петербуржцев то и дело оказываются в центре скандала. То в аквапарке людей «потравят», то какой-нибудь аттракцион даст сбой. На прошлой неделе вновь «отличился» парк «Диво-Остров». Там оборвалось крепление троса на аттракционе «Ракета». К счастью, обошлось без жертв. Горожане, которые отдают себя в «лапы» индустрии развлечений, логично рассчитывают на гарантированную безопасность. Но, как выясняется, зря: в Петербурге за техническую безопасность аттракционов, по сути, не отвечает никто.
14 июля десять смельчаков, решивших прокатиться на аттракционе “Ракета”, получили острые ощущения на всю жизнь. На высоте 20-этажного дома при скорости вращения 75 километров в час не выдержало крепление двух задних тросов “Ракеты”. Гондола не упала, а зависла в воздухе. По словам директора “Диво-Острова” Татьяны Васюцкой, оператор аттракциона плавно остановил “Ракету”, висящую на одном переднем тросе, и поставил на тормоз. 10 человек были вынуждены ждать помощи, фактически повиснув почти на 50-метровой высоте вверх ногами.
Очевидцы потом напишут в блогах и социальной сети:
“Сначала треск послышался, потом ракета наклонилась, начала сшибать деревья, ветки посыпались вниз. Все испугались, начали разбегаться”.
“Я видела момент обрыва канатов… Это просто кошмар!!!! Отойти потом не могла 2 часа… Так переживала за тех, кто был наверху!!! Не дай бог такое пережить!”
“Ракету” довольно быстро опустили. Персонал парка справился еще до прибытия МЧС. Но положить гондолу так и не удалось. Чтобы достать пострадавших, потребовались стремянки.
Татьяна Васюцкая опровергла сообщения в СМИ о том, что “Ракета” упала и, пропахав землю, снесла часть металлического забора.
– Все ведь было иначе: она повисла и в ручном режиме была опущена на землю. Потом эти 10 человек разошлись кто куда: кто-то пошел домой, семья из трех человек полетела в Тунис, как и собиралась, остальные пошли кататься дальше на аттракционах. В полпервого ночи я встретила одну пару и, если честно, даже была удивлена. Спрашиваю: “Вы еще катаетесь?” Они ответили, что идут на большую горку. Да, очень плохо, что произошла такая ситуация, но были приняты все меры, чтобы трагедии не случилось. И пострадавших нет, – сказала Васюцкая.
Претензий к “Диво-Острову” никто из пассажиров аварийной “Ракеты” до сих пор не предъявил. Сразу после спасения людей провели для беседы в здание администрации парка.
– Мы с ними побеседовали, но никто, как пишут в некоторых СМИ, при смерти не был, – рассказала Татьяна Васюцкая. – Да, крепление оборвалось, но все было в этом аттракционе производителем сделано так, что эта гондола ни за что бы не упала на землю, и сотрудники в такой критичной ситуации приняли все меры. Даже ребенок, который сидел на переднем сиденье, сказал, что не успел испугаться. С техникой все может случиться. Каждый человек ни от чего не застрахован. Он должен понимать, что он идет на экстремальный аттракцион. Да, риск есть, но как в машине предусмотрены подушки безопасности, так и у нас есть страховочные элементы. На батутах и “качалках” страховки нет, а весь “экстрим” ими оборудован. Я очень переживаю и боюсь за жизнь людей, но думаю и о своей судьбе – я прекрасно понимаю свою ответственность, если с кем-то хоть что-то случится. Жизнь застраховать буквально от всего невозможно. Я как-то шла по улице, и прямо передо мной банерный щит упал.
Аттракцион был закуплен в Австрии всего два года назад, и претензий к его техническому состоянию до этого не возникало. Уже есть предположения, что одной из вероятных причин аварии стала ужасная жара, из-за которой могло произойти расширение металла. Но это пока лишь версия. Точную причину случившегося предстоит установить двум комиссиям специалистов – российской и австрийской (от завода-изготовителя). Кроме того, проверку проводит прокуратура. Демонтировать дорогостоящую “Ракету” не планируют. Сейчас она лежит на земле, покрытая тентом, и, вероятно, после ремонта снова “выйдет на орбиту”. Сам парк продолжает работать.
– В этой “Ракете” мы ничего не можем сделать без консультации с производителем. У нас установлена связь через Интернет. Если что не так, то мы связываемся с ними и они говорят, что нужно сделать, или к нам выезжают. Самостоятельно ничего не предпринимаем. Это не батут и не качалка, а серьезный аттракцион, и мы это понимаем, – заверила директор “Диво-Острова”.
Этот инцидент стал пятым за семь лет работы парка “Диво-Остров”.
Так 1 января 2006 года на аттракционе “Шейкер” сошла с крепежа гондола, в которой находились парень и девушка. К счастью, молодые люди отделались легкими ушибами. В дирекции парка пояснили, что серьезных последствий удалось избежать благодаря бдительности оператора аттракциона – услышав нехарактерный звук, он произвел экстренную остановку. Большой круг “Шейкера” остановился, а одна из гондол плавно сошла с места, съехав по наклонной к основанию.
В том же 2006 году 12 человек стали заложниками другой карусели. Тогда механизм “Бустера” – гигантской ветряной мельницы – внезапно остановился, и сиденья повисли в двадцати метрах над землей. Около 10 минут люди оставались в таком положении, пока не удалось снова запустить “Бустер”. Поломка аттракциона, как тогда объяснили в парке, произошла из-за сбоя в компьютерной программе.
В 2008 году двенадцатилетняя девочка прыгала на аттракционе “Семейные воздушные гимнасты” (батут), и внезапно один из двух резиновых тросов, который поддерживал ребенка, оторвался. Девочка ударилась у конструкции аттракциона и упала с высоты. С сильным ушибом головного мозга, открытым переломом теменной кости, раной затылка и переломом отростков 12-грудного позвонка ее госпитализировали. Больше месяца она провела в больнице, но сейчас, по словам дирекции парка, оплатившей лечение, с девочкой все нормально.
По результатам расследования виновным в происшествии был признан техдиректор парка, который, в частности, не позаботился о том, чтобы инструкция по эксплуатации аттракциона была переведена на русский язык. Он был условно осужден на 8 месяцев. И в парке больше не работает.
В том же 2008 году в парке произошло аварийное отключение электричества, после которого посетителей в течение 20 минут снимали с высотных аттракционов. По результатам проверки прокуратура города направила в следственный отдел по Петроградскому району материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).
Ежегодно в ленты новостей попадают десятки сообщений о происшествиях на аттракционах, но лишь в единичных случаях пострадавшие получают компенсации, а виновные раскошеливаются или оказываются на скамье подсудимых. Беда в том, что в России до сих пор нет специального закона, регулирующего деятельность парков аттракционов. В мае этого года Госдума только разработала проект федерального закона “Технический регламент о безопасности аттракционов”. По нему весь процесс от проектирования до эксплуатации аттракционов должен подчиняться особым требованиям и контролироваться специально созданным органом исполнительной власти.
– Законодательную меру надо обязательно принять. Металл от этого не изменится. Но во всяком случае на других аттракционах будет кое-что приведено в соответствие, они не будут размещаться среди пыли и грязи, как, например в Невском районе около проезжих частей дорог. Не будет этих безумных батутов, где можно и шею себе сломать, если он плохо закреплен. Лишний контроль не помешает, – считает директор “Диво-Острова” Татьяна Васюцкая.
Сейчас за безопасность аттракциона и предотвращение несчастных случаев отвечает его владелец в соответствии с “Инструкцией по эксплуатации” и ГОСТом “Безопасность аттракционов”. Для покупки, проектирования и производства аттракционов сегодня не требуется никаких особых лицензий. В России в 2002 году был принят закон “О техническом регулировании”, но и в нем четких нормативов по мерам безопасности в сфере развлечений нет.
К сожалению, в России, в отличие от других стран, не предусмотрено страхование публики, развлекающейся на экстремальных аттракционах. Если происходит несчастный случай с тяжелыми последствиями, то уголовную ответственность обычно несет механик, ответственный за эксплуатацию аттракциона, но не владелец парка развлечений. Компенсации пострадавшим, как правило, определяются либо по решению суда, либо по договоренности с владельцем аттракциона.
Надо отметить, что администрация “Диво-Острова” неоднократно заявляла: аттестация аттракционов проводится ежегодно, а в тщательном осмотре всех конструкций участвуют как зарубежные, так и российские эксперты. По словам Татьяны Васюцкой, аттракционы в “Диво-Острове” проходят ежедневный осмотр и тестовые запуски с 8 до 12 утра, а в конце сезона выполняются плановые предупредительные ремонтные работы. В то же самое время власти города не имеют рычагов ни для контроля за этими проверками, ни за техническим состоянием парка.
– Считаю, что случай с аттракционом “Ракета” до публикации результатов расследования комментировать преждевременно. В российских парках и развлекательных центрах работает более 3000 аттракционов, которыми пользуются около 40 миллионов человек в год. Аттракционы в 10 000 раз надежнее сегодняшних легковых автомашин. Это достоверно известная статистика. ЧП на аттракционах в России носят единичный характер. Их причина – либо нарушение регламента обслуживания персоналом, либо нарушения посетителями правил поведения на аттракционах. ЧП на аттракционах в России происходят не чаще, чем за рубежом, – успокаивает Борис Рабинович, вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов.
Кстати, после несчастного случая с 12-летней девочкой на батуте, к губернатору Петербурга в июле 2008 года обратился депутат ЗакСа Вячеслав Макаров с вопросом: что нужно сделать, чтобы подобные истории не повторялись?
Губернатор, в свою очередь, этим вопросом озадачила Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ). Разработка комитета была принята Правительством Петербурга в виде постановления “О правилах размещения аттракционного оборудования на территории Санкт-Петербурга” 2 февраля 2010 года. Правила эти включают в себя ведение Дислокации – то есть списка владельцев аттракционов с указанием сведений об аттракционах, местах и сроках их размещения. Сведения вносятся в Дислокацию на основании распоряжения Комитета при наличии положительного заключения Государственной инспекции Санкт-Петербурга по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. На 13 июля в этой Дислокации упоминались 184 аттракциона, расположенных на 14 площадках.
Случай с “Ракетой” на Крестовском острове стал очередным сигналом к тому, что проблему аттракционов на законодательном уровне надо решать как можно скорее.
Единственный смертельный случай на аттракционе в Петербурге произошел в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове на тарзанке “Седьмое небо”. Тогда, в июле 2002 года, погиб 18-летний житель ижевского города Воткинска Михаил Квакин. На аттракционе смельчака усаживали на стул, натягивали резиновый трос, которым сиденье крепилось к стреле, и резко отпускали сиденье, отчего оно взлетало на высоту (10-60 метров) и потом еще полминуты раскачивалось на резинке вверх-вниз. В верхней точке взлета карабин расстегнулся, и парень, сорвавшись, упал вниз головой и разбился насмерть. Выяснилось, что автор и строитель самодельного аттракциона Александр Коженков не является должностным лицом. Лицензирования, сертификации аттракцион не проходил: комиссия по приемке, состоящая из дирекции парка и самого Коженкова, установила его, по сути, на свой страх и риск.
По официальной статистике, за время работы (открыт с 1955 года) самого знаменитого американского Диснейленда в штате Калифорния погибли 55 человек. Второй по количеству ЧП парк развлечений — парижский Диснейленд (открыт с 1992 года): 49 жертв. В России жертв аттракционов пока меньше, но за последние годы наметилась трагическая тенденция.
– Техрегламента по аттракционам еще не существует, – сообщил начальник отдела размещения аттракционов Государственной инспекции Санкт-Петербурга по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Игорь Комаров. –
В Петербурге за это никто не отвечает. По запросу КЭРППиТа мы делаем заключение о возможности размещения аттракционного оборудования, но не отражаем техническую сторону вопроса. У нас нет надзорных функций. Мы проверяем документы владельца (кто где и что размещает) и соответствие заявленного оборудования тому, что есть на самом деле. По большому счету, это похоже на покупку машины. Конечно, здесь нужна законодательная норма. Вот сейчас ждем от федералов согласования законопроекта. Рано говорить, кто какие наказания понесет в связи с аварией на Крестовском, потому что сейчас еще идет техническая экспертиза. Сейчас также ждут представителей завода-изготовителя из Австрии. Аттракцион новый, поэтому еще находится на гарантийном и сервисном обслуживании у зарубежной фирмы.