Массовые пожары в изнывающей от небывалой жары Центральной России приобрели порядок стихийного бедствия. Только на 1 августа, по официальным сводкам, от огня пострадали 1875 домов, а без жилья остались 2210 человек. Местные жители утверждают, что эта цифра сильно занижена и проблема пожаров долгое время старательно замалчивалась.
На встрече с погорельцами из Нижегородской области Владимиру Путину наверное в первый раз было нечего ответить людям. Беседа с пострадавшими от стихии была недолгой. И если по телевизору мы привыкли видеть строгого Владимира Владимировича, который, прибыв на место, всегда знает, что нужно делать и сам его приезд действует на людей лучше таблетки успокоительного, то в этот раз беседы не получилось. Премьер-министр удалился уже через 1,5 минуты, озвучив лишь официальные цифры, после того как на него набросилась толпа женщин, состояние которых можно описать одним словом – истерика.
Путин (строго): Вы остались без имущества. Без дома и имущества. Поэтому мы: а) восстановим дома, там нечего тушить, там уже ничего не осталось…
Женщина: Как нечего?! Там наши дома! Вы не делаете ничего, ничего! Горит все! Не надо обещать!
Другая женщина: Женщина, подождите! (начинаются крики, при этом большая часть населения уже явно не желает слушать).
Путин (пытается перекричать толпу): И сейчас нужно оформить счета, нужно открыть счета в Доме металлургов….
Из толпы: Это все под вашим контролем?
Путин: Да.
Женщина (на повышенных тонах): Мы горим, понимаете?!
Путин (тихо, глядя в сторону): Да.
Женщина: Никто нас не слушает!
Путин (в пол голоса): Я прилетел…
Из толпы (крики): У нас есть видеозапись, что как было!!!
Женщина (кричит в лицо Путину, который растерян и уже не пытается перенять инициативу в разговоре на себя): почему никто ничего не делал?! Почему все стояли?!
Валерий Шанцев (губернатор области): Мы вашу деревню отстояли. Она давно бы уже…
Из толпы (крики): Ничего вы не отстояли! Ничего не делается! Вы заживо хотели нас сжечь! Заживо! Мы просили о помощи, мы видели вас! Посылали к вам! Думать надо было бы раньше! Если бы думали раньше, этого ничего бы не было! Очень плохо работает администрация наша! Ее судить надо!
По официальной информации, потерявшим в пожарах свое жилье людям государство выделит по 100 тысяч рублей на человека из федерального бюджета и по 100 тысяч — из регионального. На текущие расходы выделено по 10 тысяч рублей. Помимо этого, в будущем для погорельцев построят новое жилье. Однако будут ли это квартиры или дома, и какого качества – пока неизвестно. Выделенная сумма невелика, но в провинции уже давно привыкли жить на небольшие деньги. Вот только местные жители опасаются, что деньги могут привлечь местных алкоголиков, которые будут сами поджигать свои дома, чтобы получить компенсацию.
В наиболее пострадавших от огня Нижегородской, Воронежской и Рязанской областях (всего пожары нанесли ущерб жилым домам в 14 регионах России) считают, что СМИ плохо освещают стихийное бедствие и существенно минимизируют масштаб трагедии. Люди жалуются, что у них нет информации о ситуации в их регионах, а в остальных о ней просто не знают. Многие утратили доверие к СМИ и официальным лицам и узнают все необходимое друг от друга. По их мнению, количество погибших в огне измеряется не десятками, как говориться в официальных сводках МЧС, а сотнями. Возможно, это следствие “сарафанного радио”, а может быть и реальная статистика.
К властям в глубинке в России всегда было сложное отношение. Считается, что власть на местах творит еще больший беспредел, чем в Москве и Петербурге. К примеру, жители обвиняют губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева в том, что он отказался от помощи федерального центра, заявив, что “все под контролем”. “Шанцев отказался от помощи Путина, заявив, что ситуация под контролем, в то время как она из-под контроля давно вышла, и создавалась иллюзия в СМИ того, что все хорошо” – пишет блоггер maturm, дом подруги которой в деревне, прилегающей к Выксе, уже сгорел. Вот как она описывает действия местной администрации в объятой огнем Нижегородской области со слов подруги:
“За один только вечер 29 июля сгорело дотла 4 окрестные деревни, в огне погибло 40 человек… Нечем дышать. Окна закрыты, завешены мокрыми тряпками. На улицу выходим в респираторах или в намоченных водой марлевых масках. Дым разъедает глаза, мучают “блестки” перед глазами, головокружение, дурнота, кашель… Огонь подступает к деревне, собрали вещи и документы, сидим, ждем, вечером началась паника – кто-то сообщил о том, что загорелись деревья близ домов, но удалось локализовать пожар, пока не эвакуируемся, хотя и готовы на 100%.
О том, что эвакуируется соседняя деревня, жители узнали из бегущей строки на канале ТНТ, никакого предупреждения, объявления, инструктажа, организации не было. <…> Менты перекрыли выезды из горящих деревень в Выксу. Жителей деревень – добровольцев, кто выходит на тушение лесных пожаров, никто не организовывает, не обеспечивает водой и питанием, инвентарем. Люди собираются с лопатами в руках, работают, а потом измотанные и голодные стучатся в дома с просьбой о хоть какой еде.
Вот два примера таких добровольных объединений:
1) люди собрались у оцепленного ментами края пожара и просят пропустить их, надо же тушить. На что менты отвечают, что никого в горящую зону не пропустят и просят соблюдать порядок, ради которого менты, собственно тут и выстроились…
2) жители деревни решили защитить ее от пожара, вырыв ров и срубив кустарник и деревья, подступающие к краю улицы. Чем и занялись. Приехали менты, составили на людей акт, обвинили в несанкционированном лесоповале и вредительстве, увезли в обезьянник. Пришлось писать письма чиновникам с просьбой отпустить людей…
Тем временем с другого, “необработанного” конца улицы, пришел огонь. Улица сгорела дотла.
Люди позвонили на “горячую” линию губернатору Нижегородской области Шанцеву с просьбой о помощи и стали рассказывать о сложившемся бедственном положении, на что он потребовал у них паспортные данные, обвинил в саботаже и пригрозил завести уголовное дело… Люди звонили на все телевизионные каналы, чтобы донести правду о разворачивающейся трагедии, просили помочь, но услышаны почти никем не были, в новостях количество пострадавших сводилось к десяткам, а ведь их тысячи.
В Выксе и Выксунском районе никто не объявляет чрезвычайную ситуацию, предприятия продолжают работать в погоне за прибылью, и люди вынуждены работать в адских условиях гари. Только 29 июля с приездом Шойгу начала работу Красноярская команда МЧС, с использованием самолетов, забирающих воду на тушение из местных водоемов
В деревне много пьяных мужиков, заливающих стресс водкой, вместо того, чтобы идти и тушить лес… Появляются люди из какой-то религиозной секты, в черной одежде, и бросают зажженные спички на сухую траву со словами: “Всем вам гореть в аду, так горите сейчас”, кроме того много других поджигателей (зачем они это делают, никто не знает)”.
Как бы не хотелось во все это верить, но уж больно похоже на правду. Даже в том, что со слов блоггеров Шанцев отказывался о помощи, есть логика, ведь мало кто из подчиненных признается начальству в том, что он не справляется.
Жители особо пострадавших регионов жалуются не столько на то, что их не эвакуируют, но больше на неорганизованную пожарную кампанию. “Под Воронежем сгорела деревня Масловка. Пожарные приехали без воды, воду предполагалось набрать по месту в гидрантах. Но поскольку, в связи с пожаром все было обесточено, то воду своевременно набрать не удалось. Для приехавших пожарников почему-то даже не было организовано питание, женатых кормили собственные жены, остальных кормили Христа ради. Пожарники жаловались, что личный состав сильно сократили, тушить пожары некому. Зачем пожарников присоединили к МЧС? Незаметно сгнила еще одна государственная служба” – делится впечатлениями francisco_urike.
По словам очевидцев, на тушение лесов отправляют солдат, выдав им по 1,5 литра воды и банке тушенки. То же самое и с добровольцами, хотя во многих районах от их помощи отказываются. “Есть люди, которые звонят по горячей линии и предлагают помощь. Там отвечают, что им добровольцы не нужны, “идите в лес и тушите”. Организации никакой. Тем добровольцам которые на местах, не выдают ничего, даже марлевых повязок… В общем люди помогать готовы. Но организовать всё это некому” – пишет annet_nnov_ru. Конечно, до вопиющего случая под Выксой, где добровольных пожарных задержала милиция, доходит редко. Но во многих местах стражи правопорядка просто не пускают людей в лес. В принципе, это даже правильно. Неподготовленные люди в горящем лесу – это очень опасно, пусть даже ими движет благородная цель спасения собственного жилища.
Многие переживают, что Россия откажется от помощи других стран по той же причине, что и региональные власти от помощи центра. “Нам Германия помощь предложила с пожарами. Только что-то мне подсказывает, что откажемся… Мы же великая страна, млин, у нас “всё под контролем” (с). А чем больше деревень выгорит, тем больше денег попилят” – пишет annet_nnov_ru. Так что этим летом власть должна решить две проблемы – не только потушить пылающие леса и деревни, но и вернуть доверие населения.
Тем временем Дмитрий Медведев объявил чрезвычайную ситуацию в 7 регионах России: Республике Марий Эл, Мордовии, Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областях.
Марина ТЕРПИНКОТ. фотография с сайта photopolygon.com