В Интернете была опубликована статистика потребления транспортных услуг и крупных покупок во временном промежутке с 70-х по 2006 год, полученная из ежегодных сборников Госкомстата России. Статистика неумолима – несмотря на то, что, казалось бы, с 90-х годов россиянам открыты все границы и доступна любая бытовая техника, покупательная способность граждан сильно упала. Судя по графикам, 70-е и конец 80-х были золотым временем для производителей товаров и транспортников.
Так, например, покупка стиральных машин в РСФСР и РФ, в 1970-2006 годах достигла своего пика в промежутке между 1988 и 1994 годами. Последующие шесть лет то ли техника служила исправно, то ли люди перестали стирать, но за это время продажи упали почти в 4 раза: с 4000 единиц в год до чуть более тысячи. Далее, следуя этой логике, техника начала ломаться, и с 2000 по 2006 год страну охватила мания покупки “стиралок”. Таким образом, ко второму сроку президента Путина в стране люди начали стирать не меньше, чем при Горбачеве.
Телевизор с 1996 по 2000 год тоже почти не смотрели, либо довольствовались своими старыми “ящиками”. В ельцинской России было явно не до покупки телеков. Так с 1994 по 2000 год продажи упали с почти c 5,5 тысяч до несчастных 2 тысяч в год. И опять же, можно сказать что столько, сколько человек смотрели телепередачи в 2006 году, не было никогда. В середине первого десятилетия XXI века главным “украшением новогоднего стола” обзавелись 7,5 тысяч граждан.
Возможно, это было связано и с тем, что люди заметно меньше стали путешествовать. Статистика не врет, и если в конце 80-х между городами внутри республики по железной дороге перемещалось около 250 млн человек в год (здесь и далее – общее количество совершенных поездок, а не конкретных людей), то в 1994 году в вагонах их тряслось чуть менее 100 млн.
Упала и прибыль железнодорожного транспорта пригородного сообщения. Если в 1970 году по железке с ветерком прокатилось 2 млн человек, а в 1989 году – 3 млн, то в 2001 году их было чуть больше миллиона. Позже график медленно, но верно пополз вверх. Сомнительно, что в девяностые и двухтысячные люди меньше ездили на дачу. Скорее даже наоборот – от безденежья многие отказались от дальних путешествий. Вероятнее всего, люди просто не платили за проезд – контролеры долгое время практически не ходили по вагонам, а кассы на пригородных станциях опустели, так что и билетик-то купить было не у кого.
С конца 70-80-х люди также гораздо меньше стали “плавать” и “летать”. Пассажирооборот воздушного транспорта измеряется в так называемых пассажиро-километрах. Если в 1989 году, в пик пользования аваиперевозками, россияне накрутили почти 160 млрд пассажиро-километров, то где-то до 1999 года эта цифра плавно, но неумолимо снижалась. Окончательно “на посадку” воздушное сообщение в России пришло где-то на 1998 год. За год дефолта пассажиры налетали всего 20-25 млрд пассажиро-километров. То есть, буквально за 10 лет объем пассажироперевозок сократился почти в 8 раз! Правда, к этому времени относится и грустный анекдот “летайте самолетами Аэрофлота, их скоро совсем не останется!”. В промежуток с 1998 по 2005 год россияне, поднакопив денег, налетали в воздушном пространстве страны почти 40 млрд пассажиро-километров. Судя по тенденциям, этот показатель увеличивается крайне медленно. Так что вернуться к былым, во всех смыслах заоблачным показателям, мы сможем вернуться ой как не скоро!
Впрочем, если наши самолеты все-таки еще могут “взлететь”, то с морским транспортом дело обстоит еще хуже. Пассажирооборот на воде падал не так резко, но зато поднимается весь туго. Еще бы, при таких-то ценах. Ведь если в Америке, с развитым речным и морским флотом, отдохнуть на пароходике доступно почти всем, то у нас даже сплавать на Валаам на пару дней стоит не меньше, чем прилететь в Турцию, основательно там покутить и вернуться обратно. А вот в 1980 году советские граждане очень любили морские пароходы. За год они совместными усилиями наплавали 1 млрд пассажиро-километров. На этом, собственно, славная история морского транспорта общего пользования в РСФСР и России подошла к концу. К 1990 году этот показатель снизился на 200 млн, к 1991-92 годам – уже вдвое, а с 1996 по 2006 и вовсе скатился к минимуму и составил в среднем менее 100 млн пассажиро-километров в год.
В автобусах также стали кататься куда меньше. Куда делись люди? В 1988 году в автобусах граждане наездили более 250 млрд. пассажиро-километров, а в 2005-2006 – около 70. При этом заметно сократилось и число автобусов. В 1986 году в РСФСР на линию выходило порядка 160 тыс. автобусов, а в 2007 – всего 70 тысяч.
Может, люди стали ездить на такси? Нет, таксисты тоже стоят без дела. В 1990 году они еще накатывали 10 млрд. пассажиро-километров, а, начиная с 1998 по 2006 год, видимо только тем и занимались, что курили на стоянках в ожидании редкого клиента. Последние 10 лет они почти никого никуда не отвезли.
Значит, граждане и вовсе решили отказаться от общественного транспорта, приобретая собственные автомобили? И верно, в 1970 на 1000 населения автомобиль был только у 10-15 человек, а в 2006 – уже у 250. И это, пожалуй, единственный показатель, который все эти годы увеличивался. Однако экологии это явно не на пользу.