По данным правительства Ленобласти, во время урагана с 30 июля по 4 августа погибло 10 человек, без вести пропало 12 (из них обнаружено 6). Как показывает статистика, большинство погибших попали под рухнувшие от урагана деревья. Причем деревья-убийцы падали как в «диких» местах – в лесу или возле водоемов, – так и на организованных базах отдыха и в жилых поселках.
Самой младшей из всех жертв урагана стала восьмиклассница Саша Запорожец из Всеволожского района: на палатку, в которой находилась девочка, упало дерево. Такая же трагедия случилась с 17-летним Александром Колмаковым, который приехал в Ленобласть из Улан-Удэ. От упавших на базах отдыха стволов погибли две петербурженки – 16-летняя Ксения Иселева и 58-летняя Стрижанок (имя неизвестно). 59-летего Александра Валетова дерево настигло в поселке Васильево. Еще три человека – 52-летняя Алла Безина, 52-летний Андрей Хромов и 19-летний Илья Поспелов – были застигнуты ураганом на воде, в результате чего люди утонули. 22-летний Александр Дзюрич погиб под деревом у водоема. Еще один пострадавший – 60-летний петербуржец Андрей Вдовин – получил травмы, характерные при падении дерева на человека, при неизвестных обстоятельствах и тоже скончался.
Светлана Смирнова: “На островах кричали SOS!”
– Мы с другом Женей отправились в поход по Вуоксе и поставили палатку на одном из островов. Сначала была абсолютная тишина. А примерно в половине двенадцатого ударили синие огромные молнии. Начал дуть жуткий ветер. Потом с неба посыпался крупный град. Убежища сразу мы найти не могли. Вещи унесло в сторону. Я сидела в палатке, когда услышала “вжиг!” – было такое ощущение, что рядом с нами взорвался артиллерийский снаряд. Вышла – а это оказалась ель, которой нас чудом нас не придавило. Сначала мы спрятались за огромным деревом, думали, что оно не сломается. Но оно завибрировало и стало крениться. Вокруг все падало, крошилось, летели ветки и щепки. Деревья гнулись до земли. Некоторые вырывало с корнем.
Мы побежали на берег острова и встали с надветренной стороны. И все равно было страшно, что нас убьет. Ураган длился примерно час – за это время мы пережили столько, что хватит на год. Целых деревьев на острове осталось мало. Нам повезло – лодка тоже осталась цела. Иначе мы бы не выбрались.
Штормового предупреждения мы почему-то не слышали. На других островах люди подавали сигнал SOS карманными фонариками. Огоньков было много. Слышались крики. Сотрудники МЧС прибыли только на следующий день в 12 часов. К тому времени опасности уже не было.
Мария Кингисепп: “Матерились, смеялись и плакали”
– Ураган мы встретили в Сосново на даче. Все началось около 11 вечера. Сначала погас свет. Но мы не обратили на это внимания и пошли на озеро искупаться. Купаясь, увидели, что за озером небо вспыхивает. Через минуту нас вынесло из воды. Одежду и полотенце сразу вырвало из рук. Еще через минуту нас “обвернуло” песком, корой, землей, иголками, листьями. Все это шло сплошной стеной. Мне больше всего хотелось спрятаться под мостками и сидеть там, пока гроза не кончится. Но сестра и дочка решили пробиваться домой. Сначала сестра присела под деревом, а оно на наших глазах упало. Слава богу, не на нее. Потом начали падать деревья вокруг, мы решили двигаться короткими перебежками. Мы летели как герои фильма-катастрофы. Со всех сторон стоял треск, сосны валились спереди, сзади, с боков. Когда добрались до дома – увидели вывороченную сосну, упавшую на наш забор. Сосна у соседей придавила машину, у кого-то деревья пробили крышу.
Ночью мы никуда не уходили. А под утро, когда уже стало тихо, начали перекрикиваться с соседями: все ли живы? Дороги завалило деревьями. Чтобы снять стресс, мы матерились, смеялись и плакали. Даже водка не помогала.
Виктор Грудинин: “Змеи ползли к озеру”
– В ночь, когда случился ураган, я находился на даче в садоводстве поселка Колосково. Из дома вышел только к утру – и с ужасом увидел, что у меня частично снесло крышу. У многих соседей повалило деревья на участках. На шоссе не только деревья, но и бетонные столбы разметало ветром, как карандаши, никакими артиллерийскими снарядами такого не сделаешь! Дачники, оставшись без электричества и воды, не тушевались – многие стали пилить поваленные деревья и кто на чем – на машинах, на велосипедах и тачках – везти себе на участки, ведь когда еще представится возможность запастись топливом на всю зиму! Правда, довольно быстро кончилась вода, а пятилитровые питьевые канистры продавались вместо 25 рублей за сотню. Мы с женой объехали все окрестные поселки, но не смогли найти газовую горелку – все были раскуплены. Недалеко от нашего садоводства есть озеро Туманное. Мои друзья, купавшиеся там вечером до урагана, обратили внимание: к озеру со всего леса сползались змеи! Такого количества змей они в жизни своей не видели. А ночью на озере расставили палатки четверо ребят – два парня и две девушки.
Когда началась гроза, один из них предложил отсидеться в палатке. Другой решил, что надо ползти к воде. В итоге они доползли до садоводства и там уже переждали ураган. А когда вернулись, то их палатку, где они оставили все вещи, полностью придавило двумя поваленными соснами. Наша соседка тоже получила травму – на следующий день после урагана эта пожилая, но очень спортивная женщина решила пойти на озеро искупаться – идти там 10 минут. Но деревья завалили тропинку, она пыталась их перелезть, упала и сломала ногу. Мобильная связь отсутствовала, поэтому позвонить родным она не могла. К счастью, ее стоны и крики услышала моя жена, гулявшая с собакой, и вызвала подмогу.
Кстати, электричества у нас нет до сих пор, когда оно появится – неизвестно. Крышу и мы, и соседи будем чинить за собственные деньги – нам сказали, что материально помогут лишь тем пострадавшим, которые прописаны в Ленобласти. А в нашем садоводстве большинство людей из Питера.
Максим Сазонов: “Мимо летели коты и кабачки”
– У меня на даче на 90-м километре Приозерского шоссе живут теща и ее сестра. Они говорят, что сначала приняли ураган за обычную грозу – но насторожило, что вместо молний все небо полыхало зарево, как будто включили лампу дневного света, гром гремел как канонада.
А когда все закончилось, то наступила мертвая тишина и абсолютная темнота – еще более жуткая, чем зарево и грохот грома. Сосед сидел на втором этаже дома, вдруг видит – мимо его окна пролетает кот! Он даже выбежал на крыльцо, чтобы узнать судьбу бедняги – но тот благополучно приземлился. У кого-то с участка унесло весь урожай кабачков, росших на грядке. Вообще поразила избирательность урагана – например, на участке стоял пластиковый стол со стульями – стол остался, а стулья улетели. Летний деревянный домик ураган не тронул, но почему-то вырвал только оконную раму – она весит килограмм 20, ее вырвало из окна, унесло и разломало в щепки.
Но больше всего меня поразили столбы! У нас на дороге недавно поменяли гнилой и старый деревянный столб электропередач на новый, бетонный. Так вот – бетонный сломало пополам, а деревянный остался рядом стоять. И еще: не зря говорят, что друг познается в беде. У нас рядом с садоводством работают узбекские гастарбайтеры. Все соседи косо на них смотрели – по-русски плохо говорят, как бы чего не украли… А в итоге они первые приехали к бабушкам, стали спрашивать, все ли целы, не нужна ли помощь. Никто из соседей даже не пошевелился.