Развитие гипермаркетов «Лента» практически остановлено

Причина остановки – конфликт акционеров. Два американских инвестора не могут договориться о будущем торговой компании, которая была некогда основана в Петербурге, а затем стала одной из крупнейших в стране. Одна группа акционеров хочет продать компанию, а другая – самостоятельно строить сотни гипермаркетов по России.

              На этот понедельник назначено заседание совета директоров компании, который должен решить вопрос о генеральном директоре “Ленты”. Сейчас, как в классических войнах за собственность 1990 – начала 2000-х годов, у сети два гендиректора, и каждый себя считает законным. Один из них с конца июля руководит компанией  – это Сергей Ющенко, партнер крупнейшего акционера, американца Августа Мейера, контролирующего 41% “Ленты”. Второй гендиректор, Ян Дюннинг, был отправлен в отставку в июле, однако группа акционеров хочет, чтобы он продолжал работу, так как довольны его деятельностью –  в отличие от Мейера.

Мейер и Ющенко считают, что за девять месяцев работы отставленного гендиректора сеть практически не развивалась – не покупались новые участки под магазины, не начинались стройки, был открыт только один гипермаркет. Мейеру удалось добиться решения Лондонского арбитражного суда об оставке Дюннинга и назначении Ющенко, что и произошло в конце июля.

В свою очередь Дюннинга во главе “Ленты” хотели бы видеть два крупнейших инвестиционных фонда – американский TPG и российский ВТБ-капитал, которые на пару контролируют 30,8% ритейлера. Их поддерживает Европейский банк реконструкции и развития, который владеет 11% компании.  Таким образом, в “Ленте” сложилась патовая ситуация: у Мейера чуть больше 41%, столько же у блока инвестфондов и европейского банка. Но фонд TPG нашел выход из тупика, перетянув на свою сторону голоса миноритарных совладельцев компании. Американский фонд договорился об управлении еще примерно 10% голосов акционеров, что дает ему, ВТБ-капитал и ЕБРР большинство на собрании акционеров. Поэтому нынешний состав совета директоров может быть переизбран не в пользу Мейера. После чего смена менеджмента и переход компании под контроль двух фондов и одного банка представляется неизбежным.

TPG и ВТБ на все вопросы отвечают, что считают “восстановление эффективного руководства в Lenta – приоритетным направлением работы”. А источник, близкий к Майеру, говорит, что “он хочет накормить россиян качественной и доступной едой, а ему не дают”.

Можно предсказать, что ближайшие месяцы акционеры “Ленты” проведут в судах, только не в российских, а зарубежных. TPG-ВТБ может оспорить назначение Ющенко гендиректором, а Мейер – историю с 10% акций и назначение ряда членов совета директоров. Источники в компании говорят, что главная проблема, по которой совладельцы одной из крупнейших национальных торговых компаний не могут найти согласия, – это будущее “Ленты”. По данным источников, TPG, заплативший в прошлом году за треть ритейлера 115 миллионов долларов, теперь хотел бы продать этот актив гораздо дороже. Сейчас, по расчетам отраслевых аналитиков, минимальная оценка “Ленты” – 1,2 – 1,4 миллиарда долларов. Эксперты говорят, что TPG хочет продать “Ленту” крупнейшему мировому ритейлеру Wal-Mart а  у Мейера другие планы – он хотел бы строить самостоятельную сеть гипермаркетов в России.

Для справки: Wal-Mart, основанный в США в 1962 году, владеет более чем 8,5 тысячи магазинов в 15 странах. Главный формат сети – гипермаркеты-дискаунтеры. Годовой оборот превышает 405 миллиардов долларов, в компании работает свыше 2,1 миллиона человек. Wal-Mart владеет магазинами в США, Китае, Индии, Бразилии, Аргентине и Японии. Из европейских стран ритейлер представлен только в Великобритании. Wal-Mart давно изучает возможности выхода на российский рынок, но пока не торопится с этим. Все, что он сделал, – открыл в России представительский офис и вступил в национальную ассоциацию ритейлеров.

Глобальные конкуренты американского ритейлера в России пока тоже не особенно преуспели – гиганты Auchan (Франция) и Metro Cash & Carry (Германия) владеют здесь небольшими сетями магазинов, а еще одна крупная мировая продуктовая сеть, Carrefour (Франция), в прошлом году свернула магазины в РФ.

По мнению наблюдателей, акционеры “Ленты” выбрали для войны не самое подходящее время. После сообщений о рекордно низком из-за засухи урожае зерна все отечественные производители продуктов уже объявили о росте цен, пик этого роста прогнозируют на осень. На фоне этого ритейлерам предстоит битва за потребителей – от оттока клиентов не пострадают лишь те, кто сможет договариваться о ценах с поставщиками  или жертвовать своей рентабельностью. В компании, раздираемой акционерным конфликтом, эффективной работы добиться очень нелегко. Чем не преминут воспользоваться конкуренты.                     

Досье

“Лента” основана в 1993 году. В настоящее время работает 37 магазинов сети в 18 городах России, из них 14 – в Петербурге, 4 – в Новосибирске,  по два магазина в Нижнем Новгороде, Краснодаре и Омске, и по одному – в Тюмени, Астрахани, Волгограде, Барнауле и т.д. Порядка 3,5 млн человек в России являются держателями карты постоянного покупателя сети.

Цифры

По данным Федеральной антимонопольной службы и аналитического агентства Инфо-лайн, распределение потребительского рынка  между крупнейшими ритейлерами  в Петербурге в мае 2010 года выглядело следующим образом:
Х5 – около 30% 
О`Кей – 16 – 17% 
Лента – 13%