Водное такси в Петербурге. Испытано на себе

Валентина Матвиенко проехала по одному из маршрутов запущенного в Петербурге водного такси и провела на его борту совещание. Увиденное губернатора порадовало, она распорядилась развивать водный транспорт. В итоге такси почти официально переименовали в аквабус. Корреспондент Online812 решил проверить возможности аквабуса на себе.

                  Белое такси

Искать аквабус я отправилась на пристань у Синопской набережной. Здесь проходит центральная (или Первая) линия такси: гостиница “Москва” – Медный всадник. Поиски нужной пристани я начала с моста Александра Невского. По левую руку моста сплотились баржи. Справа был спуск к воде – в двух шагах от метро. Но стоянка водного такси не там, а на углу с Херсонской улицей, за зданием “Телекома”. Пока я в два приема перебегала оживленную Синопскую набережную, десятичасовой аквабус бодро отошел от причала. Итак, первый недостаток: далеко от метро (около 500 метров), второй недостаток (устранимый)  тротуар вдоль набережной представлял собой полосу вспаханной земли.

Катер отчалил, оставив меня изучать состояние аквабусной остановки и знакомиться с сошедшими пассажирами. Это были московские туристы – три человека: им поездка очень понравилась. Но вид остановки заставил вздыхать: никакого навеса, расписания, скамеек и желающих прокатиться. Впрочем, без расписания здесь еще можно обойтись: новый катер уже причаливал и собирался ждать здесь полчаса, поскольку следующий рейс был назначен на 10.30.

Маршрут одновременно обслуживают 4 катера, в каждом по два члена экипажа. Себя они называют “белое водное такси”, потому что есть “желтое” – оно обслуживает Большую Невку, катая пассажиров от ЦПКиО до Арсенальной набережной. В отличие от белого, желтое такси разукрашено шашечками и ходит почему-то быстрее.

– Главное свойство такси – его быстроходность, – растолковывает капитан Володя, – а у нас каждая остановка занимает минуты три, и вообще идем медленно. Я бы на работу так ездить не стал. С туристами все проще, но они раньше двух часов дня не проявятся.
Кроме меня в 12-местном салоне оказалось еще 4 пассажира, трое из них – те самые московские туристы. “Хотели в лавру заглянуть, но идти далеко”, – объяснили они.

Число пассажиров должно четко соответствовать количеству спасательных жилетов. Кроме того, на борт не допускаются большие собаки и пьяные дебоширы. Велосипедиста или двух взять могут, но не больше. “Однажды прикатила такая шобла – человек десять, – вспоминает капитан. – Я объяснил, что велик можно держать только на палубе и хорошенько его закрепив. А палубы как таковой здесь вообще нет. Они обиделись и уехали”.

Через 9 минут катер делает первую остановку – у гостиницы “Охтинская”. Остановки кажутся продуманными: постоянно чередуются правый и левый берег, правда, оказываются они в безлюдных пока местах. На причале у “Охтинской” нас уже ждут: дед с внучкой. Катер принимает пассажиров. Палубу ощутимо качает. 

Следующую остановку делаем у Смольного. Вернее, не делаем. На пристани никого нет. У соседнего спуска видны люди, но там катер останавливаться не будет, даже если начнут подзывать. “Понятно, что такси тогда эффективно, когда делает остановки по требованию, – говорит капитан. – Но мы свои правила должны соблюдать, хоть и работаем в итоге вхолостую. Взять, к примеру, те же остановки. Нам обещали, что сделают настоящий остановочный павильон, который будет привлекать внимание будущих пассажиров. А сделали простые дебаркадеры, даже без информационных щитов”.

Очередная остановка – Арсенальная набережная. Здесь, у Концертного зала пересекаются трассы трех таксистских маршрутов: кронштадтского, приморского (ЦПКиО) и центрального. Единственная остановка, где все как положено, есть туалет и две карты маршрутов. Еще несколько минут – заруливаем к Кронверкскому мостику у Петропавловки: здесь тоже нет никаких примет остановки, а оттуда направляемся к конечной точке – Медному всаднику. Наш путь занял 36 минут – примерно столько же, сколько на метро, зато веселее. Средняя скорость движения – 20 км/ч.

                  Желтое такси

Желтое такси я испытывала вечером. От белого оно отличается только шашечками, но на воде показывает куда большую скорость. Согласно расписанию с 8 утра до полудня и с 17 до 20 часов катера ходят каждые 15 минут, днем – раз в полчаса. Сейчас желтое такси пассажиры рассматривают как аттракцион и спрос на него – высокий в будни и зашкаливающий в выходные (в выходные очередь может занимать до двух часов). Во вторник в 8 вечера на пристани у ЦПКиО собралось человек пятнадцать, а на борт мы смогли взять только половину.

Катер вспенил воды Большой Невки и, заходя на скорости в разворот, буквально лег на бок. Такие приемы повторялись при каждом повороте: скорость мы развили не меньше 60 км/ч и, если бы не остановка на трассе, домчались бы до Финляндского вокзала минут за 7. А в итоге получилось 12. Значительно быстрее метро и даже машины на пустой дороге.

В это время автомобили на Выборгской набережной и Приморском проспекте еле толкались, и, по моим подсчетам, выходило, что водный путь от Литейного до Елагина моста быстрее автомобильного в 5 – 6 раз. С учетом всех посадок и высадок.
На этом пути катер делает остановки: у Ушаковского, Кантемировского, Гренадерского и Большого Сампсониевского мостов: все – по требованию. У “Ривер хауса” (Кантемировский мост) в катер подсаживается молодая парочка, для которой специально держали место. Оказывается, капитан приметил их еще по пути туда – и обещал вернуться.

Других возможностей попасть на катер, к которому на конечных станциях выстраивается очередь, просто нет. Еще мне показалось, что капитаны запросто бы высаживали пассажиров там, где им захочется, если б за ними тщательно не наблюдали с помощью спутниковой навигации. На моих глазах очень деловой человек бросил свою машину и уговаривал капитанов перевезти его с Арсенальной набережной на Робеспьера (Литейный мост стоял намертво). Капитаны не согласились.

Компания “МБС”, владелец желтого такси, подсчитала объем перевозок за два летних месяца по своей линии: получилось больше 24 тысяч человек, т.е. 400 пассажиров в день.

                 Спрос и предложение

Позже выяснилось, что скоростные характеристики двух типов судов примерно совпадают. Белое такси обслуживает “Интер Яхт Сервис” с 12-местными катерами Sea Camper, желтое – ООО “МБС” с десятиместными катерами Hitek85C с надувными бортами. И тот, и другой в состоянии развивать скорость до 70 км/ч, но желтое такси себе это позволяет, а белое – нет. Просто когда нет клиентов – нет и необходимости.
Стоит билет на такси 50 рублей. Но  “белое такси” везло меня бесплатно: сначала я думала – просто из симпатии, потом оказалось, что “Интер Яхт Сервис” еще не оформил до конца свою лицензию на перевозки, участвует в программе в режиме эксперимента и официально брать с пассажиров деньги не имеет права.

Скоростные аквабусы существуют за счет госдотаций, а 50 рублей, взимаемых с пассажиров за билеты, не играют особой роли. 83 миллиона рублей, выделенных Смольным для запуска сего помпезного проекта, позволили закупить новые катера и содержать команду.

Опрошенных Online812 экспертов смущают несколько обстоятельств. Во-первых, многомиллионные затраты. “10 катеров, способных перевезти сто пассажиров, можно заменить одним хорошо набитым обычным автобусом, и это будет в тысячи раз дешевле, хоть и без помпы”. Во-вторых, ряд специалистов смущает таксистское скоростное лихачество, они говорят, что средняя скорость речного пассажирского катера, не оборудованного ремнями безопасности, не должна превышать 15 км/ч. У сотрудников ГУ “Управление водного транспорта”, которое курирует проект водного такси, другое мнение: по Неве такси могут развивать скорость до 50 километров. Но если водных автобусов станет больше, придется соизмерять скорость с другими участниками движения.

Пока можно с уверенностью сказать: водные автобусы завоевали большую симпатию у туристов. В основном благодаря цене. Чтобы обрести такое же признание у местных жителей, сеть аквабасов должна опутать город: катера должны швартоваться в удобных местах вблизи жилых микрорайонов и офисов.
Предполагается, что водные такси будут работать на маршрутах до ноября. Но весной начнут снова.

                  Комментарий

– По нашим подсчетам, паромные переправы (Петербург – Кронштадт и Кронштадт – Ломоносов), пользующиеся устойчивым спросом, начнут окупаться не раньше, чем через 3 – 5 лет, – рассказал Online812 заместитель начальника ГУ “Управление водного транспорта” Владимир РОДИОНОВ. – С обычным водным автобусом еще сложнее. Так что этот транспорт пока действительно может существовать на одни лишь дотации. Но рассмотрим пример Лондона.

За год все пассажирские теплоходы и катера там перевозят до шести миллионов человек, половина из которых совершают эти поездки не с экскурсионными, а с чисто практическими целями. Поделим еще на два, потому что навигация там круглогодичная, не как у нас, – получится полтора миллиона транспортных перевозок. А у нас все катера за год перевозят 1 млн 750 тысяч пассажиров. Цифры наши и лондонские почти сопоставимые, так что в будущем аквабас может действительно занять важное место в системе перевозок. К тому же в Лондоне принято добираться до разных концертных площадок именно водным путем. Их знаменитая арена О2 снабжена специальными причалами. А мы возлагаем надежды на будущий стадион на Крестовском. Так вот, самая крупная компания-перевозчик, работающая, естественно, себе не в убыток, все равно получает от мэрии дотацию. Небольшую – 300 тысяч фунтов в год. Потому что этот проект нужен Лондону.

                 Маршруты

Сейчас на сайте Управления водного транспорта есть глава с точным описанием восьми маршрутов 2011 года. (Здесь же помещен телефон, по которому можно звонить, если вы почему-то не дождались такси на причале.) Впрочем, в Управлении водного транспорта пока не разделяют радужных прогнозов: даже при оптимальном финансировании внедрить все 8 маршрутов вряд ли удастся.

Маршрут № 1
(действующий). Арсенальная набережная – Большая Невка – Парк 300-летия Петербурга – Средняя Невка – Большая – Арсенальная наб. Маршрут действует, но в укороченном виде – до ЦПКиО в линейном, а не круговом режиме. Есть идея: превратить пустырь у Парка 300-летия в перехватывающую парковку, где смогут оставлять свои машины жители улицы Савушкина, Ольгина и т.д. Но есть проблемы: дно у парка слишком мелкое, а акватория Парка 300-летия принадлежит морскому порту.

Маршрут № 2 (потенциальный) – должен огибать Васильевский остров, начинаясь у Арсенальной набережной. Руководители Управления водного транспорта намерены превратить Арсенальную набережную в настоящий водный вокзал: здесь появится навес от дождя и кафе, и специальный светофор. Его установку уже согласовали с ГИБДД.

Маршрут  № 3 (потенциальный) – Арсенальная набережная – Рыбацкое.

Маршрут  № 4 (потенциальный). От Парка 300-летия в Сестрорецк и Зеленогорск. В Сестрорецке для водного такси нашли только один причал, который очень далеко от жилых домов, рядом с яхт-клубом и рыбоколхозом. А в Зеленогорске, чтобы арендовать причал, надо договариваться с яхт-клубом “Териоки”.

Маршрут № 5 (действующий), соединяет Синопскую и Английскую набережные, в будущем его, возможно, удлинят до Горного института или даже до “Ленэкспо”. Есть идея пустить тут два типа катеров: экспресс будет останавливаться только на крайних точках маршрута, туристский – идет со всеми остановками.

Маршрут  № 6
(потенциальный): от Парка 300-летия к Петровской косе, потом по Малой Неве до Летнего сада, а обратно – по Средней Невке.

Маршрут № 7
(действующий) – Арсенальная набережная – Кронштадт.

Маршрут  № 8 (потенциальный): от Арсенальной набережной по Фонтанке до Екатерингофского моста, обратно – через Мойку. Проблемы: в малых реках и каналах разрешенная скорость – не более 8 км/ч.

Кроме того, Управление водного транспорта изучает возможность пустить линию такси по Обводному каналу. Но здесь нет даже примерной схемы.