В России потребительский ажиотаж: люди скупают продукты, опасаясь дефицита. Вовсю идут разговоры о повышении цен на еду. Однако городские власти говорят: несмотря на неурожай в ряде регионов России, оснований для панических настроений нет. Тем не менее, засуха прошлась по нашим кошелькам.
Засуха в буквальном смысле “подкосила” нынешний урожай. Изначально предполагалось, что Россия в этом году соберет 90 миллионов тонн зерна, однако 9 августа прогноз был понижен до 60 миллионов тонн. Страну охватили панические ожидания, они распространились и на власть. Как результат – усиление контроля.
С 15 августа Россия прекратила экспорт зерна, а 18 августа президент Дмитрий Медведев поручил промониторить цены на муку, хлеб, мясо и молоко на внутреннем рынке и наказать нарушителей закона, решившихся нажиться за счет потребителей.
Что касается молока, мяса, овощей и фруктов, то, как заверили в Комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, петербуржцам не о чем волноваться. Этих продуктов на рынке будет в избытке, и цены на них урегулированы. Большую обеспокоенность вызывают зерновые продукты.
Несмотря на объявленную президентом “войну” спекулянтам, стали появляться тревожные сообщения. Например, руководство петербургского гипермаркета “Лента” заявило, что некоторые поставщики предложили поднять на 10-60 процентов оптовые цены на муку, выпечные изделия, макароны и крупы. Секретарь Совета директоров “Лента Лтд.” Кэтрин Лин упомянула таких поставщиков, как “Петербургский мельничный комбинат” и компания “Ангстрем” – причиной “необходимого” подорожания продуктов они якобы называют общий рост цен на зерно в связи с засухой.
В компании “Петербургский мельничный комбинат” общаться отказались. Не удалось получить комментарии и от крупных петербургских производителей хлеба “Хлебный дом”, “Каравай”, “Арнаут”.
В компании “Ангстрем” рассказали, что цены у них повысились в основном только на гречку. Теперь для крупных торговых сетей она будет стоить на 35 процентов дороже. “Ангстрем” объясняет это неурожаем и спекулянтами. По словам коммерческого директора “Ангстрема” Оксаны Линник, прошлогодний урожай гречи был плохой – уже в июне на комбинатах ее запасы закончилась. И нынешний урожай в Центральной России, ожидавшийся в середине августа, из-за засухи и пожаров не был собран. Торговлю вели спекулянты. Поэтому закупочные цены компании в последнее время постоянно росли.
– В марте килограмм гречи стоил 11,80 рубля, сейчас спекулянты продают его за 42 рубля, — рассказала Оксана Линник. – Ситуация с поставками должна выправиться в начале октября, когда появится греча, собранная на Алтае и в Башкирии.
Линник надеется, что нехватки гречи на полках не будет: ведь обычно торговые сети закупают больше продукции, чем необходимо. Пока цены на гречу не поднялись, но, по прогнозу Оксаны Линник, 900-граммовая пачка гречи на полке после нового урожая будет стоить примерно 50 рублей (сейчас около 36 рублей).
Действительно, по данным Росстата, незавидное лидерство в ценовой гонке принадлежит гречке – за две недели с 3 по 16 августа она выросла в цене на 14,3%, а с начала года – на 51,3%. Пшеничная мука и пшено подорожали за неделю на 5,2% и 4,4% соответственно. Отдельной строкой идет хлеб – еще в начале аномальной жары эксперты в своих прогнозах отмечали, что цены на этот стратегический товар власти удержат в любом случае. Однако, по информации Росстата, пшеничный хлеб, дешевевший еще в июле, за последние две недели прибавил в цене 1,6%, а ржаная буханка подорожала на 1,4%.
Кстати, неофициальной информацией о плохом урожае гречи располагает и глава петербургского УФАС (Управления федеральной антимонопольной службы) Олег Коломийченко. Эти данные он собирается проверить.
А вот по поводу неурожая хлеба и возможных спекуляций с ценами на зерно Коломийченко не выразил обеспокоенности.
– Доля муки в стоимости хлеба – 30 процентов, и поэтому если он и подорожает, то процентов на 10. Зерно у нас дорожает каждый год, и обычно в сентябре государство проводит товарную интервенцию, выводит на рынок зерно, закупленное в период низких цен: это сбивает ажиотаж и цены. Мы еще не можем точно сказать, какой у нас урожай зерновых. Какие-то выводы можно будет делать только в октябре, когда получим итоги баланса зерновых после молотьбы в Сибири и северных районах. Но пока есть ощущение, что кто-то специально нагнетает панику. Мне ни от кого жалоб не поступало – ни от торговых сетей, ни от поставщиков, – рассказал глава петербургского УФАС.
В нашем городе, в отличие от других мегаполисов страны, пока не было зафиксировано ни одного нарушения закона, связанного с повышением цен. В этом плане отличились Москва, Красноярск, Тульская и Ростовская области, Татарстан. В этих регионах коллегам Олега Коломийченко пришлось попотеть. Например, за последние полтора месяца в Москве возбудили уголовные дела на 9 хлебокомбинатов, которые до 20 процентов повысили цены на этот социально значимый продукт.
В Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга (КЭРППиТ) на днях также обсуждалась ситуация на зерновом рынке. Председатель комитета Евгений Елин заверил, что зерно у нас будет.
“Мы сконцентрировали свои усилия на стабилизации цен на два сорта хлеба: ржаного и батона “Нарезного”. Цены на них более 2 лет остаются стабильными. По его словам, относительно дешевые зерно и мука от ГУП “Продовольственный фонд” уже долгое время позволяют хлебопекарным предприятиям покрывать рост других издержек и не повышать цены на социально значимые сорта хлеба. Директор ГУП “Продовольственный фонд” Сергей Вааль в свою очередь успокоил: “Ситуация у нас остается стабильной. Зерна имеется более чем на два месяца. Продолжаются его плановые закупки в регионах-поставщиках”.
Если верить информации на сайте КЭРППиТ, то все участники круглого стола, среди которых были и петербургские хлебопеки и представители продуктовых сетей, считают ситуацию стабильной и не видят серьезных оснований для резких скачков цен на основные продукты питания.
В петербургских гипермаркетах компании Х5 Retail Group (сеть “Пятерочка”, “Карусель” и “Перекресток”) также обещали сдерживать цены.
Пока ситуация кажется стабильной, но в отдельных как сетевых, так и розничных магазинах продавцы уже повысили цены на муку в среднем на 15-20 процентов.
Цены на продовольствие – беспроигрышная мишень для моментального обогащения, ведь это, как известно, 36 процентов нашей потребительской корзины. Независимые эксперты считают, что нынешняя ценовая паника поставила крест на правительственных планах снижения инфляции: потребительские цены, вероятно, вырастут в этом году на 9-10 процентов вместо ожидавшихся 6-7 процентов.