К концу октября работающая на месте стройки «Охта-центра» группа археологов должна закончить работу на так называемой средневековой территории. Тогда же может быть принято решение о том, что делать с остатками шведских крепостей Ландскрона и Ниеншанц.
Археологическая экспедиция, возглавляемая сотрудником Института истории материальной культуры РАН Натальей Соловьевой начала работу на месте стройки в марте 2010 года. Институт выиграл тендер на проведение археологических изысканий, организованный ОДЦ “Охта” (сумма выделенная на проведение работ не разглашается, но понятно, что она велика – на предыдущий этап изысканий было потрачено 300 млн рублей). Сейчас работа идет ускоренными темпами – на объекте задействованы 300 археологов и 200 подсобных рабочих. Благодаря использованию компьютерной и геодезической техники работа, на которую обычно у археологов уходит не менее 2,5 года (прежде всего это связано с фиксацией найденных артефактов), сейчас выполнена за 5 месяцев. И в конце октября 2010 года раскопки на средневековой части объекта (там, где располагались средневековые шведские крепости) будут завершены.
До этого на объекте работала экспедиция НП “Наследие”, возглавлявшаяся также сотрудником Института истории материальной культуры Петром Сорокиным. Сейчас Сорокин выступает за необходимость музеефикации найденных крепостей. По словам Натальи Соловьевой, она приглашала Сорокина к сотрудничеству и в этой экспедиции, но он отказался.
Проблема этих изысканий заключается в том, что территория стройки – многослойный археологический памятник, там обнаружены и неолитическая стоянка, и культурные слои средневековья. И скоро надо будет принимать решение о том, до какой степени продолжать раскопки на месте бывших крепостей. Вот как эту проблему излагала Online812 Ася Энгованова, зав. сектором охранных археологических исследований Института археологии: “Что копать – что сохранять? Сохранять участки Ниеншанца и как? Или копать до неолита? На мой взгляд, этот вопрос – не к археологам…”
Руководители нынешней экспедиции считают, что сохранить остатки крепостей (это рвы и фрагменты подземных частей бастионов) невозможно – крепости были деревоземляные, Ниеншанц строили на месте Ландскроны, а в 1703 году Петр I взял крепость штурмом и приказать срыть ее до основания. А потом на месте крепостей построили Петрозавод. Тем не менее, кое-что из средневековых сооружений сохранилось – это частично рвы Ландскроны, частично основания бастионов Ниеншанца. Но как их музеефицировать – неясно. “Насколько нам известно, в мире пока нет технологии сохранения земляных памятников, – говорят руководители нынешней экспедиции. – Но окончательное решение будут принимать органы охраны памятников в России”.
Если будет принято решение о том, что и на средневековых участках надо копать до неолитического слоя, тогда проблема с музеефикацией разрешится сама собой – сохранять будет уже нечего.
Руководители археологической экспедиции считают интересным выходом из ситуации сохранение крепостей в виде виртуальных 3D-макетов.
Сергей БАЛУЕВ
Охрана культуры устала
На прошлой неделе появилась информация, что правительство РФ готовит передачу полномочий от Росохранкультуры к Минкульту, и это подтвердили в обоих ведомствах. Администрация президента взяла паузу, сообщив, что никаких решений пока не принято.
Георгий Шереметьев, в недавнем прошлом заместитель руководителя Управления Росохранкультуры по СЗФО, так прокомментировал эти известия Online812: “В нынешнем виде Росохранкультура нежизнеспособна. У нее нет кадров, ресурсов да и должных полномочий”.
С ним не согласен Александр Марголис, сопредседатель петербургского отделения ВООПИиК: “Я против ликвидации Росохранкультуры. Раз существуют федеральные памятники, то должен существовать отдельный орган, который ими занимается. Структуры внутри минкульта не справятся с этой задачей. Особенно это касается регионов, где по существу нет ГИОПов , а местная власть и инвесторы смотрят на памятники как повар на картошку”.
Справка: Росхранкультура пережила уже три реформы. Росохранкультура-1 – Федеральная служба по надзору за исполнением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия РФ была создана 20 мая 2004 года в ходе административной реформы и подчинялась премьер-министру.
Россвязьохранкультура-2 – Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия была создана указом президента Путина от 12 марта 2007 года путем объединения двух федеральных служб – Росохранкультуры и Россвязьнадзора – и также подчинялась правительству РФ.
Росохранкультура-3 – Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия создана в мае 2008 года указом президента Медведева при разделе Росохранкультуры-2. Сейчас она подчиняется Министерству культуры.