В Интернете действует несколько сайтов, которые помогают искать попутчиков. Скажем, каждый день вы утром ездите из Московского района в Петроградский, а вечером обратно. И мечтаете найти подходящего автовладельца, который готов вместе с вами проделывать этот путь – то ли за деньги, то ли просто за компанию.
Свой опыт
Известно, что в ряде странах такое совместное движение поощряется законом, поскольку уменьшает пробки. Есть специальные выделенные полосы для автомобилей, где, кроме водителя, сидят минимум два пассажира. В России энтузиасты включаются в поиск попутчиков по другим причинам – чтобы сэкономить на бензине или просто не скучать.
Оставшись без машины, я решила найти автолюбителя, чей ежевечерний путь пролегает из центра в район ЦПКиО (предлагаю широкий набор вариантов конечного маршрута – это может быть и Приморский проспект, и Крестовский остров). Сайтов, помогающих в поиске попутчиков, несколько – сайт dovezu.ru (он самый раскрученный и популярный), затем avtopoputchik.ru, pogorodu.ru, tridorogi.ru и еще два сообщества в “живом журнале”: одно уже мертвое, другое непетербургское.
Правда, некоторые web-ресурсы предлагают, прежде чем начинать поиски в сети, расклеить объявления в своем районе. Dovezu.ru сам эти объявления и верстает: ты заполняешь две графы: старт и финиш, а тебе распечатывают классический уличный листок с отрывными телефонами… Но большинство участников предпочитают искать пассажира в интернете – так проще.
Заполняю анкеты. Требуется указать отношение к курению (не курю) и “основной язык общения” (русский). Указываю. Еще пишу в примечаниях, что транспорт нужен только в хорошую погоду. На мой взгляд, не мешало бы спрашивать, кто какую музыку любит и на какие темы предпочитает разговаривать. Телефон не пишу из-за отсутствия соответствующей графы. А зря. В общем, за месяц – ни одного сообщения. Никто не ездит с улицы Правды до хотя бы Планерного виадука. Кто ездит – не заглядывает на поисковые сайты. А кто заглядывает, должен сначала зарегистрироваться, а потом уже писать сообщения будущим пассажирам. Процедура эта недолгая, но скучная. Так или иначе, мой эксперимент провалился. Начала искать счастливчиков, которым с этим проектом повезло. Нашла.
На сайте Dovezu.ru ежедневная посещаемость 2000 человек, а число объявлений приближается к 20 тысячам. Каждое десятое – петербургское: в среднем по 60 объявлений на каждую станцию метро, ибо именно они являются ориентировочными точками. А если ты едешь с “Проспекта Просвещения” на “Чернышевскую”, следует указать в объявлении все станции, мимо которых будешь проезжать.
По словам руководителя проекта Руслана Садекова, 60 процентов пользователей – автомобилисты и такое же соотношение между мужчинами и женщинами. Нет, брать на себя роль свахи он поначалу не собирался, но раз уж люди знакомятся в машинах, а потом влюбляются и женятся – то он этому только рад. Пока известно об одной расписавшейся паре. Поскольку в активе Садекова значатся и другие проекты – Mahnem.ru и Zhivem.ru – шансы скрепить еще несколько семей у него есть. (Первый портал объединяет тех, кто собирается в дальнюю турпоездку, второй – соседей по дому и двору.)
Чужой опыт
“У меня очень скоро появилось желание создать черный список доброхотов, – делится опытом участница одного из проектов. – Ну что делать, если я недолюбливаю пожилых водителей, да еще таких, которые считают, что место женщины на кухне. Сама-то я только временно превратилась из водителя в пешехода, и представляете, каково мне каждый день слушать про девушек из соседних машин: кто овца, кто слепая и кто каким местом заработал на машину. Почему-то второй мой водитель оказался очень похож на первого, хотя у них была разница в возрасте лет тридцать”.
Еще одна девушка отчаялась найти машину, которая ежедневно возила бы ее и больного ребенка на процедуры. Владельцы машины честно предупреждали: маленький больной мальчик в салоне помешает подготовиться к напряженному рабочему дню, к тому же для него пришлось бы покупать кресло. И, наконец, молодая мама жила в таком месте, где было невозможно припарковаться. В общем, не смогла найти попутчика.
Еще пассажиры, особенно девушки, жалуются на чересчур агрессивный стиль вождения. Но бывает и наоборот.
– Мы ездим с Игорем уже месяц, и замечаю, что он стесняется нарушать правила, когда за его действиями кто-то наблюдает, рассказала Анна, участница проекта Dovezu. – Сначала он просто снижал скорость, когда проезжал через лужу. Потом стал пропускать пешеходов. И даже признался, что специально засек время: сколько тратит на дорогу, когда едет один, и сколько – когда со мной, и ему приходится вести себя прилично. Во втором случае получилось всего на пять минут больше.
У водителей свои претензии к пассажирам. На первом месте – поедание пищи в салоне и грязная обувь. На втором – необязательность и плохое знание города (путают Таллинское шоссе с Таллинской улицей). На третьем – разговоры по мобильному телефону, когда на водителя не обращают внимания, а обсуждают какие-то глупости. (Лично я поставила бы такой грех на первое место.)
Совсем удачные примеры – это когда у водителя и пассажира оказывается схожее хобби. Так, в одном из отзывов на сайте Dovezu пассажирка благодарила водителя, который возил ее с таксой на собачью выставку “Евразия”. На следующую выставку они решили ехать вместе: он с доберманом, она с таксой. Выставка будет не в России.
По негласному правилу водитель не должен брать с пассажира сумму, превышающую стоимость проезда в общественном транспорте. Но обычно не берут нисколько. Больше всего этот сервис нравится студентам. Кстати, одна студентка увидела на сайте попутчиков своего преподавателя, который жил на три квартала дальше. Но возить ее он отказался, а потом и вовсе снял с сайта свою анкету. Зато другая с восторгом вспоминала, как слушала вместе с водителем аудиокнижки. Поскольку они катались вместе только по утрам, девушка вскоре пожаловалась, что не может уследить за сюжетом, ведь она слышит только половину глав. Новый приятель подарил ей МР3-плеер и подсказал, где он скачивает аудиофайлы. Но она его не послушалась и качает музыку.
По моим подсчетам, москвичи склонны чаще, чем петербуржцы, менять своих “партнеров”: водителей и пассажиров. Наверняка это связано с тем, что в Петербурге дорога из конца в конец занимает в среднем 40 минут, а в Москве – полтора часа. Люди быстрее друг другу надоедают.
Высокие технологии
Родоначальником движения попутчиков стала Германия: здесь все началось с совместных поездок из города в город. Иначе говоря, немцами двигало в первую очередь желание сэкономить. Зато сейчас их сервис – www.citypendler.de – усовершенствовался и позволяет искать попутчиков в режиме реального времени. Достаточно зайти на сайт, открыть карту – и сразу увидишь, сколько “зеленых” машин двигаются в настоящий момент по твоей улице. В нужный момент выходишь на обочину и поднимаешь руку. На каждой машине проставлена цифра: количество свободных мест в салоне. Правда, там не указано, какой у автомобиля конечный пункт.
“Скорее всего, бесплатно вас не повезут, но все же это будет дешевле, чем в обычном таксомоторе, – пояснили друзья. – Можешь считать, что это социальное такси”.
Как машины появляются на карте? Очень просто: они работают по той же спутниковой системе слежения, как те машины, которые делают пробочную карту “Яндекса”.
Кстати, о “Яндексе”. На днях система “Яндекс-пробки” обрела новую опцию (пока – только для москвичей). Она позволяет забить в память свой обычный маршрут и следить за потоками именно на нем, не загружая целиком карту города. Следующим шагом может стать поиск других пользователей с похожим маршрутом и, главное, – одновременным временем поступления запроса. А дальше все просто: два пользователя портала обмениваются сообщениями и могут договориться о совместном катании. Если они оба автомобилисты – то будут возить друг друга по очереди.
Многим нравится и такой вариант. С одной стороны, нет необходимости пользоваться некомфортным общественным транспортом, с другой – ты не сидишь за рулем и не обращаешь внимания на пробки…
В компании “Яндекс” нам сообщили, что, к сожалению, не могут открыто делиться планами на будущее, в частности – обсуждать появление опции “найди попутчика”. Но известно, что, скорее всего, она появится в программе “мобильный Яндекс” – для смартфонов.
Сайты для поиска попутчиков сравнивают с сайтами знакомств и говорят, что и развиваться они будут по примерно тому же пути. Десять лет назад сайтов знакомств было множество. Сейчас – тоже, но большинство сайтов – просто разные интерфейсы одного крупного портала. Все базы участников были объединены в одну, что и позволяет надеяться на лучший выбор. Сайты поиска попутчиков смогут эффективно работать, когда объединят свои базы, да и сами базы заполучат в свои ряды хотя бы 1% автомобилистов.
Попутные беседы
Irisssska. Может, кто-нибудь из людей ездит на работу и с работы по указанному маршруту? Надеюсь, что мир не без добрых людей!
Гость1. Еду с Гражданки до центра.
Irisssska. А докуда конкретно в центре? Во сколько едете туда и во сколько возвращаетесь?
Гость 1. В центр на Гостинку выезжаю в 9.00, обратно в 7–8 вечера.
Irisssska. К сожалению, для меня ваше время выезда из дома и с работы мне не подходит. Мой рабочий день начинается в 9.00, а заканчивается в 17.30. Но за предложение все равно большое спасибо.
Гость 2. Еду от Гражданки до Сенной, выезд в 7.15–7.30.
Irisssska. Время выезда прекрасное, очень подходит, думаю, что от Сенной до Московских ворот к 9.00 буду успевать доехать! А вы сможете довозить поближе к метро, а то не очень люблю гулять по центру города?
Беседа с форума сайта Poputchik.ru