В государственных средних профессиональных учебных заведениях Петербурга обучается порядка 74 тыс. человек. Это очень мало. В развитых цивилизованных странах на одного инженера приходится шесть техников. А у нас во многих научных учреждениях на одного техника приходится четыре инженера. В реальности это означит, что многие люди с высшим образованием занимают должности техников, хотя формально по трудовому договору и работают в качестве инженеров.
Так стоит ли государству затрачивать на образование такие большие финансовые ресурсы, если отдача от них мизерная?
Конечно, односложно ответить на этот вопрос нельзя. Однако несомненно одно – нужно систематизировать современную российскую систему образования, в которой среднее профессиональное образование должно играть не второстепенную, остаточную роль, а быть полноправным членом образовательного процесса.
Сегодня 60% учащихся этой сферы формируется из людей, которые по тем или иным причинам не поступили в высшие учебные заведения. А это неправильно. Государственные средние профессиональные образовательные учреждения должны быть полноправными кластерами учебного процесса, тогда и роль вузов автоматически возрастет.
Сегодня ни для кого не секрет, что порой выпускники колледжей и техникумов разбираются в информационных технологиях лучше, чем некоторые дипломированные инженеры. Поэтому давно назрел вопрос о ликвидации многих вузов, которые не соответствуют требованиям времени, и о развитии системы среднего профессионального образования с таким прицелом, чтобы выпускники колледжей смогли бы в будущем получать степень бакалавра прямо в своих родных стенах, как это и делается, например, в США. Выпускники американских колледжей и средних профессиональных учебных заведений гордятся своими дипломами и очень востребованы на рынке труда. В отличие от наших выпускников, они очень редко меняют свою профессию. Такая система подготовки бакалавров и создание реальной конкурентной среды заставили бы и университеты поднять планку качества образования.
В этой сфере высшие учебные заведения будут бороться уже не только между собой, но и в проблемном поле всего многоступенчатого образовательного процесса. Эта борьба, прежде всего, видна на фоне приема иногородних студентов и связана с предоставлением мест в общежитиях. Выигрывают ее в первую очередь не те учебные заведения, у которых лучшее качество образования, а те, которые могут предоставить места в общежитиях для иногородних студентов. По данным Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, в 2008 году количество иногородних студентов, зачисленных на 1-й курс в вузы, составило 47,8%, что позволяет с уверенностью прогнозировать дальнейшее увеличение притока иногородних абитуриентов. Обеспеченность местами в общежитиях сегодня составляет 89%. Однако эта цифра касается высших учебных заведений.
Показатели в системе среднего профессионального образования (СПО) совсем не радужные. Общежитий катастрофически не хватает, что сразу уменьшает конкурентоспособность любого техникума или колледжа. А ведь средние специальные учебные заведения Петербурга обеспечивают подготовку специалистов среднего звена почти для всех отраслей экономики и нашего города, и других субъектов РФ.
Комитет по науке и высшей школе СПб за последнее время сделал ряд крупных шагов в этом направлении. В целях повышения качества подготовки специалистов СПО и повышения конкурентоспособности системы СПО многие колледжи были переоснащены новейшим учебно-лабораторным оборудованием, отремонтированы учебные корпуса и созданы компьютерные базы с учетом современных требований. В перспективе – внедрение дистанционного обучения, новых образовательных и информационных технологий. Однако этого недостаточно, чтобы вывести СПО на современный уровень.
В 2008 году начато строительство нового здания для Политехнического колледжа городского хозяйства общей площадью 20 000 кв. м в Приморском районе – на территории квартала 34В района Озеро Долгое, ограниченного Шуваловским пр., пр. Авиаконструкторов, ул. Шаврова, Планерной ул. Общий объем финансирования – более 600 млн рублей. Объект должен быть введен в эксплуатацию к 1 сентября 2010 года. Этот объект очень важен для Санкт-Петеребургского государственного политехнического университета, так как позволит выстроить вертикальную связь колледж-университет.
Сегодня в Петербурге уже создано несколько вертикально интегрированных (университетских) комплексов на базе СПб государственного горного института им. Г. В. Плеханова (технического университета) (присоединен СПб техникум геодезии и картографии), СПб государственного университета технологии и дизайна (присоединена Инженерная школа одежды (колледж) Санкт-Петербурга), СПб государственного университета информационных технологий, механики и оптики (присоединен СПб колледж морского приборостроения), СПб государственного университета аэрокосмического приборостроения (присоединен СПб электротехнический колледж).
Кроме того, такая вертикаль давно и успешно работает в СПб государственном университете водных коммуникаций, в СПб государственном морском техническом университете и СПб государственном университете гражданской авиации. Эта система способствует рациональному использованию преподавательских и материальных ресурсов, сокращая количество административно-управленческого персонала более чем на 20%.
В целях адаптации системы среднего профессионального образования Петербурга к потребностям промышленности города в Комитете по науке и высшей школе проводится работа по разработке квалификационных стандартов по областям деятельности с привлечением работодателей. За последние годы были разработаны 10 квалификационных стандартов по специальностям СПО для приоритетных отраслей экономики Петербурга. Прежде всего это гостиничный сервис, автоматические системы обработки информации и управления, сварочное производство, сестринское дело, строительство и эксплуатация зданий и сооружений, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники, технология машиностроения, монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования, туризм. Результатом работы стал перечень профессиональных, поведенческих и креативных компетенций (квалификационных требований), которыми должны обладать руководители среднего звена и специалисты с СПО, работающие на должностях, наиболее востребованных в отраслях экономики Петербурга.
С 2003 по 2008 год в структуре подготовки специалистов СПО доля направлений “экономика и управление” уменьшилась с 25,52% до 19,06%, а доля по направлениям “сервис и сфера обслуживания” – увеличилась с 3,06% до 11,56%, “здравоохранение” – с 11,12% до 13,08%, “архитектура и строительство” – 6,15% до 8,07%.
В настоящее время проводятся работы по созданию двух отраслевых ресурсных центров на базе ОУ СПО, подведомственных Комитету по науке и высшей школе: Строительного технопарка (Колледж строительной индустрии и городского хозяйства) и Центра по подготовке и повышению квалификации кадров в области радиоэлектроники (Политехнический колледж городского хозяйства).
Создание ресурсных центров реализуется на принципах социального партнерства с привлечением бюджетных и внебюджетных средств профильных предприятий и организаций соответствующих отраслей. Партнерами проектов по созданию ресурсных центров выступили “СпецНИИжилпроект”, “ЛенСпецСМУ”, “Юит Лентек”, “Кнауф”, ОАО “Светлана”, Российский институт радионавигации и времени, НИИ “Рубин” и др. (всего 26 организаций).
В настоящее время кадровая проблема одна из основных, сдерживающих экономический рост Петербурга. Поэтому в правительстве города была разработана программа по развитию образования для удовлетворения экономических запросов Петербурга. В сфере учреждений СПО появились новые интегрированные комплексы, как по горизонтальным, так и по вертикальным связям. Эта перестройка была вызвана тем, что при спаде производства в 90-х годах ХХ века сложилась ситуация, при которой образовательные учреждения с контингентом в 400 – 500 студентов стали крайне неэффективно использовать основные фонды. Возникла необходимость укрупнить эти заведения, чтобы ресурсами материально-технической базы смогло пользоваться как можно большее количество учащихся. Одним из примеров реализации проекта служит система корпусов Автотранспортного и электромеханического колледжа на Большой Пороховской улице. В результате слияния сегодня современным и дорогим оборудованием пользуются уже не 400 человек, а все обучающиеся.
Другой пример – Колледж строительной индустрии и городского хозяйства. В 2006 году Индустриальный техникум строительных материалов и деталей был реорганизован путем присоединения к нему Строительно-экономического колледжа городского хозяйства. И сегодня объединенное учебное заведение является лидером в подготовке специалистов для предприятий Петербурга в области строительства и эксплуатации зданий и многих других сферах.
Неудивительно, что учащиеся, окончившие Колледж строительной индустрии и городского хозяйства, быстро и легко находят работу по специальности с достойной заработной платой, в отличие от их ровесников, которые заканчивают институты и академии, а затем годами не могут устроиться на работу.
Не секрет, что сегодня многие молодые люди учатся в аспирантуре только по одной причине – не могут найти работу. Особенно это касается выпускников экономических и юридических факультетов. Это говорит о том, что часто, выбирая ту или иную специальность, абитуриент отдает дань моде, а затем расплачивается за это всю жизнь. Поэтому необходимо развивать многоступенчатую, диверсифицированную систему образования, в которой точка бифуркации была бы не один раз в жизни, а несколько. К такой системе, несомненно, относится и сфера среднего специального профессионального образования. Молодой человек, окончив школу, поступает в колледж и, получив диплом, уже самостоятельно решает, что ему делать дальше – работать или продолжать свое обучение. Тем более что учеба в колледже, в отличие от высших учебных заведений, как правило, бесплатная. А в некоторых из них, как, например, ФГОУ СПО “Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции”, основанный при поддержке Санкт-Петербургской ассоциации предприятий радиоэлектроники на базе ФГОУ ВПО “Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” им. В. И. Ульянова (Ленина)” за счет средств федерального бюджета по экспериментальной программе прикладного бакалавриата по специальности среднего профессионального образования “Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники” и по направлению подготовки высшего профессионального образования “Радиотехника”, выплачивается ежемесячная повышенная стипендия в размере 3000 рублей.
Через четыре года выпускники, завершившие освоение программы прикладного бакалавриата и успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию, получат документ государственного образца о среднем профессиональном образовании и документ государственного образца о высшем профессиональном образовании, то есть диплом бакалавра. При этом на студентов, осваивающих программы прикладного бакалавриата, распространяются права, обязанности и меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством РФ для студентов, обучающихся по очной форме обучения.
Поэтому уже в этом учебном году будущим абитуриентам следует сильно задуматься, как выстраивать свою образовательную деятельность, чтобы в дальнейшем не оказаться на обочине рыночной экономики. В жизни необходимо быть реалистом и стараться брать такую высоту, какую можно достигнуть. Только затем можно переходить к следующему этапу. Планка среднего специального профессионального образования – это очень достойная высота, взяв которую каждый молодой человек сможет для себя решить, что делать дальше.
Тем более что лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить и высшее профессиональное образование уже по ускоренным программам. Сокращение срока обучения в вузе составляет, как привило, 1 год при наличии среднего профессионального образования базового уровня, и 1 – 2 года – при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня. При этом не надо забывать, что сегодня в Петербурге спрос на специалистов со средним профессиональным образованием превышает предложения в 1,65 раза. И это только количественно! Если смотреть по группам специальностей, то там разница еще больше. Прежде всего, это относится к таким специальностям, как машиностроение, судостроение, приборостроение, информационные, пищевые технологии…
Однако сегодня учебным заведениям приходится все так же работать в объективно сложных условиях. Структура и объемы бюджетного финансирования уже не решают проблему обновления и развития основных фондов, так как отсутствуют экономические стимулы для инвестиций работодателей в системы НПО и СПО. При этом система налогообложения учебных заведений, низкий уровень оплаты труда и стипендиального обеспечения – являются главным тормозом мотивации коллективов в инновационном развитии и модернизации учебно-воспитательного процесса, а предлагаемая новая система оплаты труда не учитывает специфику и инновационность системы СПО.
Противоречивой остается законодательная и нормативная база, которая сужает самостоятельность СПО, ее внебюджетную деятельность, что в свою очередь не создает условий для перехода на новую организационную форму – автономное учреждение. В некоторых колледжах с каждым годом снижается качественный уровень преподавания, что в свою очередь связано с отсутствием системы подготовки преподавателей инновационного типа для системы среднего профессионального образования. По-прежнему остается устаревшей система повышения квалификации. Крайне низка доля научных исследований развития систем начального и среднего профессионального образования.
Хотя горизонтальная и вертикальная интеграция данной образовательной системы уже принесла ощутимые позитивные результаты, но успех этот нужно закрепить.
Сегодняшний дефицит специалистов со средним профессиональным образованием завтра станет дефицитом производственных кадров, и Петербург не сможет соответствовать своему высокому статусу крупнейшего научно-образовательного центра России.
Дмитрий КУЗНЕЦОВ, профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
Справка
Система высшего, среднего и дополнительного профессионального образования включает 48 государственных гражданских вузов, 18 военных вузов, 46 негосударственных вузов, 87 учреждений среднего профессионального образования, 75 учреждений дополнительного профессионального образования. Численность обучающихся студентов составляет более 520 тысяч человек. Преподавательский состав вузов, техникумов и колледжей насчитывает около 30 тысяч человек.