Как православная церковь Казахстана разрешила канонизировать чиновника

В Казахстане епископ Костанайский и Рудненский Анатолий, «благословивший» изображение на соборной фреске главы областной администрации, назвал этот акт «соответствующим канону». Изображение акима Костанайской области, (ныне – сенатора) Сергея Кулагина – попало на фреску собора святого Иоанна Богослова.

                      Достоянием общественности стал факт весьма щекотливого свойства – коммунист, “красный директор” в прошлом и чиновник высокого уровня в настоящем изображен… на фреске в православном храме, пишет казахстанская газета “Караван”. На ней экс-аким встречает Сына Божьего, входящего в Иерусалим. Причем гладковыбритый лик Кулагина диссонирует с бородатыми лицами прочих горожан Иерусалима не только современным видом, но и взглядом. Все изображенные смотрят на Христа, Кулагин – на зрителя, будто бы проверяя: заметят его или нет?

Общий вид

Экс-аким сенатор Кулагин на встрече с Христом

Чиновник в более привычном одеянии

По данным газеты “Время”, иконописцы, работавшие в соборе, выполнили пожелание заказчика – корпоративного фонда “ENRC-Комек” и АО “Соколовско-Сарбайское горно-производственное объединение” (в составе холдинга ENRC). Секретарь Костанайско-Рудненской епархии Марина Королева подтвердила журналистам, что на фреске действительно изображен бывший аким Костанайской области, а ныне сенатор Сергей Кулагин.

Казахстанская газета “Время” посвятила событию статью под названием “Акимова благодать” и вставила в нее опрос, предлагающий читателям разные ответы на вопрос, зачем Кулагин перенесся в Иерусалим. Вот варианты, из которых следует выбрать один: “Ему был голос свыше”; “Бес попутал”; “Надеется развести на Страшном суде”; “30 сребренников на дороге не валяются”.

Епископ Костанайский и Рудненский Анатолий заявил о правомерности изображения экс-акима Костанайской области Казахстана. “Канонического отступления в рассматриваемой росписи нет. Кроме того, художник по благословению архиерея пишет икону, используя свое художественное мастерство, опыт и окружающие примеры”, – приводит “Интерфакс-Религия” заявление архиерея.

По его словам, известны случаи, когда Спасителя и святых апостолов изображают “в виде китайцев, японцев, русских и других, при этом каноничность иконы не подвергается сомнениям”. В заявлении епископ Анатолий демонстрирует удивительную гибкость ума высокопоставленного священнослужителя: “Сейчас на иконах мы видим красноармейцев, расстреливающих невинных людей, даже бесов, искушающих Святых, но кланяемся не мучителям, а мученикам”.

Пресс-секретарь Казахстанской митрополии протоиерей Евгений Иванов как и епископ Анатолий, уверен, что в росписи собора нет никаких нарушений. Причем, его доказательства столь же казуистические, как и у епископа: “Согласно иконописным правилам, изображение можно идентифицировать при одном обязательном условии – НАДПИСАНИИ. Так что кощунством происшедшее не является”. Под конец заявления казахстанский “голос церкви” разразился раздраженной репликой в адрес критиков фрески: “Как священнику, мне не вполне понятен интерес к росписи храма в Рудном людей, которые в этот храм не ходят и ходить не собираются. Кого или что размещать на стенах в том или ином церковном сооружении – решать православной общине… Это вопрос исключительно приходской”.

Диакон Андрей Кураев оказался более критичен к чистоте религиозной атрибутики, чем его заграничные коллеги. В своем блоге весьма язвительно прокомментировал “вознесение” казахстанского чиновника: “На фреске вопреки всякой логике появляется иудейский первосвященник (крайняя фигура справа с наперсником-хошеном на груди), приветствующий Христа. Но тогда гладкобритый персонаж рядом с ним – это Понтий Пилат. Выходит, губер себя вознес под купол, пожелав видеть свой лик выше всех. А иконописец, придав ему соседство с Каиафой, превратил превознесенного губернатора в прокуратора. Тогда перед нами парад лицемерия: начальники, якобы благоволящие Церкви, на самом деле готовят Распятие. Иконописец из Палеха. Там ребята остроумные”.                        

nr2.ru