Да, да, вы все верно поняли – их просто терпеть не могут. Четыре исследования, которые были проведены социальным психологом из государственного Вашингтонского университета, показали, что неэгоистичные работники, всегда готовые придти на помощь, также пользовались наименьшей популярностью у своих сослуживцев.
“Нетрудно найти примеры этого в реальной жизни, но мы впервые показали как это происходит и объяснили почему это так”, – сказал Крейг Перкс, ведущий автор статьи “Желание исключить неэгоистичных членов из группы”, которая была напечатана в текущем номере журнала Journal of Personality and Social Psychology.
Данный феномен имеет место не только на рабочем месте, но и в волонтерских и некоммерческих организациях, войсковых формированиях и т.д.
Перкс обнаружил, что неэгоистичные коллеги вызывают возмущение, так как они “повышают планку” общих ожиданий от всех работников. В результате, по сравнению с таким человеком, остальные работники будут смотреться блекло.
По словам Перка, тот факт, что общее благосостояние группы улучшится, в случае если за задание возьмется человек неэгоистичный, в расчет людьми не принимается.
“Объективно хорошее, воспринимается как субъективно плохое”, – сказал он.
Такие благодетели, также рассматриваются в качестве отклонения от нормы. Можно сравнить это с игроком в настольную игру “Монополия”, который постоянно дарит деньги другому игроку, чтобы тот оставался в игре, что ставит остальных игроков в невыгодное положение.
В исследовании приняли участие студенты начального курса психологи. Им были выданы фишки, которые они могли либо пожертвовать в пользу команды, либо обменять на купоны на еду. Участникам было сообщено, что чем больше фишек отдано в пользу команду, тем больше шанс, что команда получит денежное вознаграждение.
В реальности, команда была подставной. Четыре человека были актерами, которые принимали более-менее взвешенные решения, отдавая пару фишек в пользу команды. Но один из актеров принимал крайнее решение – либо оставляя все фишки себе, либо бескорыстно отдавая все фишки команде.
Большинство испытуемых, позднее заявили, что не хотели бы работать с жадным человеком – предсказуемый результат, подтвержденный в ходе предыдущих экспериментов.
Но большинство добровольцев, также заявили, что не хотят работать и с бескорыстным человеком. Часто они говорили, что “на фоне этого человека, я скверно выгляжу” или, что он нарушает правила. Порой, они подозревали этого человека в двойной игре и неискренности.
Перкс заявил, что теперь хотел бы выяснить, как “благодетели” реагируют на такое отношение. Он заявил, что хотя некоторые из них, действительно могут быть неискренними в своих действиях, большинство из них, вероятно, работают на благо организации.
globalscience.ru, фотография с сайта adme.ru