Школу и компьютер давно уже объявили врагами детского здоровья. Но при этом родители, постоянно сетующие на большие школьные нагрузки, и сами готовы загружать детей дополнительными занятиями, едва ли не с первого класса планируя поступление ребенка в престижный вуз. И куда ребенку податься – к умным или к здоровым, им ясно едва ли не с 1 сентября.
В начале учебного года, возвращаясь в школу после летних каникул, многие дети заболевают, чаще всего ОРВИ, едва отучившись одну-две недели. Это происходит, во-первых, потому, что риск инфицирования в закрытых коллективах высок, во-вторых, начало занятий для ребенка – стресс. И взрослый человек после отпуска с трудом включается в рабочий режим. Родители на легкий насморк или жалобы на головную боль реагируют как на симуляцию: таблетка на завтрак – и в школу. Иначе пропустишь занятия, потом не наверстаешь. Нагрузка растет, копится и общая усталость и усталость самых уязвимых органов и систем. Считается, что только 10 процентов детей оканчивают школу здоровыми, 40 процентов – с пограничным состоянием, 50 – с букетом хронических болезней.
В разных регионах России распространенность тех или иных заболеваний, которые дети наживают в школе, – разная. Более того, даже в Петербурге исследования, проведенные солидными медицинскими вузами, отличаются. Например, по данным Педиатрической академии, в нашем городе больше всего распространены болезни желудочно-кишечного тракта, на втором месте – заболевания костно-мышечной системы, на третьем – эндокринные расстройства, в том числе ожирение, на четвертом – болезни крови.
А по данным МАПО у школьников лидируют заболевания костно-мышечной системы (нарушения осанки), на втором месте – офтальмологические болезни, на третьем – проблемы с желудочно-кишечным трактом.
Впрочем, в любом случае самое заметное отличие нашей заболеваемости от других регионов – в частоте хронических патологий опорно-двигательного аппарата, в этом непочетном рейтинге в других городах они не занимают верхних строчек.
Состояние здоровья детей на 50 процентов зависит от образа жизни, значительную часть которой они проводят в школе. Результат: по данным Комитета по здравоохранению, основанным на ежегодных медицинских осмотрах, на каждого петербургского подростка в возрасте 15 – 17 лет в среднем приходится по три хронических заболевания.
Еще недавно врачи называли педиатрию оптимистичной специальностью: в отличие от пациентов взрослой медицины, дети, имеющие врожденные аномалии развития, могут избавиться от них в процессе роста и формирования организма, если им создать для этого условия. Сегодня, наоборот, чаще врожденные проблемы со здоровьем с возрастом, наоборот, усугубляются. А все потому, уверены педиатры, что с детьми работать хорошо, гораздо сложнее работать с родителями, от которых дети в учебное время чаще только и слышат: “Уроки выучил?” и “Отойди от компьютера!”.
Но чтобы сохранить здоровье ребенку, этого мало – надо выкроить хотя бы 1 – 2 недели летних каникул, лучше перед занятиями и посетить офтальмолога, ортопеда, гастроэнтеролога, невролога, стоматолога, чтобы, во-первых, выяснить, есть в состоянии ребенка слабое звено, во-вторых, вовремя заняться его коррекций. Раз уж между образованием и здоровьем выбирать сложно, надо вне учебы выполнить элементарные вещи. Например, проверить зрение, что непросто сделать во время занятий (в течение нескольких дней невозможно читать и писать), пролечить зубы, а если требуется исправлять прикус, то лучше до 1 сентября поставить брекет-системы, чтобы было время для привыкания к ним.
Накануне начала учебного года и в его первые недели надо позаботиться об укреплении иммунитета. Часто родители думают, что летом они только этим и занимались – навитаминивали организм, скармливая ребенку фрукты и овощи. Однако это миф, запастись витаминами впрок невозможно, а в условиях срыва адаптации, к которому приводит перестройка образа жизни в первые дни учебы, организм нуждается в них больше, чем обычно.
Если в начале учебного года озаботиться состоянием позвоночника: провести курс массажа, позаниматься лечебной физкультурой, приобрести абонемент в бассейн, словом, выполнить индивидуальные рекомендации ортопеда или невролога по укреплению мышечного корсета, нагрузки за партой и у компьютера уже не будут угрожающими. Особенно важно это для первоклассников и на рубеже начальной и средней школы: возраст 6 – 7 лет и 11 – 13 – у девочек, 7 – 9, 13 – 15 лет – у мальчиков – это периоды бурного роста, когда мышцы и связки не успевают за быстрым ростом позвоночника и им сложно удерживать его в физиологичном положении. Поэтому даже на школьную ярмарку лучше отправляться после профосмотра и консультации врача, который расскажет, что и зачем нужно ребенку. Давно известно, что младшим школьникам обязательно нужен ранец, а его вес не должен составлять более 10 процентов от массы тела (в старшей школе допускается сумка, вес – 15 процентов)? Он должен быть не выше плеч и не ниже ягодиц, а на вырост покупать его нельзя. От правильного выбора стола и стула, настольной лампы и даже подушки зависит не только сохранение зрения и здоровой осанки, но и успехи в учебе – о них и говорить не стоит, если ребенок вертится за партой, потому что спине некомфортно.