Почему в Петербурге не будет баскетбольного суперклуба

В субботу в Турции начался чемпионат мира по баскетболу, куда сборная России отправилась без своих лидеров Андрея Кириленко и Джона Роберта Холдена. Во многом из-за этого команду Дэвида Блатта никто не приписывает к числу фаворитов. Зато в составе есть два баскетболиста петербургского «Спартака» – Антон Понкрашов и Евгений Колесников. Работавший еще недавно генеральным менеджером сборной Сергей ТАРАКАНОВ (в свое время тоже игрок ленинградского «Спартака») оценил для «Города 812» шансы россиян, поразмышлял об альтернативе Дэвиду Блатту и дал прогноз на создание в Петербурге суперклуба

  Досье:

Сергей Тараканов. Родился в 1958 году в г. Лодейное Поле Ленинградской области.

Считался одним из лучших нападающих в советском и европейском баскетболе.

Начинал играть в ленинградском “Спартаке” (1975 – 1979), откуда перешел в ЦСКА (1979 – 1990),
все это время выступал за сборную СССР. Чемпион Европы (1979, 1981, 1985).
Чемпион мира (1982). Чемпион Олимпийских игр (1988)

  Зачем Кириленко морочил голову?

– Может ли сборная России преподнести на чемпионате сюрприз со знаком плюс?

– Мы не лидеры этого турнира абсолютно точно. Если выйдем из группы и пройдем 1/8 финала, будет очень хорошо. Двигаться дальше с тем составом, который есть в наличии, проблематично. Думаю, в своей шестерке россияне выйдут в плей-офф с третьей позиции. Явные фавориты подгруппы сборные Греции и Турции. Вообще же за медали первенства поборются команды США, Испании, Аргентины, Греции и Сербии.

– Получается, можно не тешить себя иллюзиями и даже не включать телевизор?

– Ну почему же? Во всяком случае вы не увидите в Турции в составе россиян равнодушия. Все будут стараться играть агрессивно, эмоционально и показать все, что умеют. А это всегда подкупает, независимо от итогового результата.

– В сборной России есть незаменимые?

– Пожалуй, Виктор Хряпа. Это лучший игрок в нынешней команде. Правда, неизвестно, в каком он будет состоянии к решающим матчам – он часто страдает из-за травм. Считаю, только лишь из-за плохой формы Хряпы на Олимпиаде в Пекине в 2008 году мы не смогли выйти из группы. Если бы Виктор был в порядке, дошли бы минимум до четвертьфинала.

– В команду второй год подряд не приезжает Андрей Кириленко. Хотя еще недавно он обещал во что бы то ни стало быть с командой…

– А я уже давно прекрасно знал, что Кириленко в Турции не будет. Не понимаю, зачем Андрей до последнего морочил людям голову. Хотел сохранить лицо? Или добавить интриги для болельщиков? Думаю, эту “мыльную оперу” надо было прекращать еще весной. Убежден, никого не надо заставлять или призывать играть за свою страну. Не хочешь – не надо.

– А почему вообще вокруг столько разговоров про Кириленко? Он ведь на крупных турнирах в составе сборной блистает редко.

– Кириленко человек настроения. Главная его проблема: он не всегда подчиняет свою игру интересам команды, не может найти баланс между индивидуальной и коллективной игрой. В 2007 году, когда мы стали чемпионами Европы, все сошлось. И команда у нас была сильная, и Кириленко мотивирован на 150 процентов, так как ему порядком надоели разговоры про его нежелание играть так же сильно, как за свой клуб “Юта Джаз”. А вот на Олимпиаде-2008 в Пекине было все наоборот. Помню такую ситуацию: Блатт берет тайм-аут, четко призывает не атаковать кольцо на первых пяти секундах атаки. Все кивают головами, затем мяч получает Андрей и тут же его швыряет мимо цели.

– А что же Дэвид Блатт? Главный тренер не авторитет для игроков?

– Беда в том, что Кириленко весь сезон в “Юте” играет по-другому. И ему подспудно трудно перестроиться. Блатт же как раз очень импонирует Андрею. Тренер – гибкий психолог. Не зря же он говорил, что, если бы не баскетбол, стал бы дипломатом. Кириленко, да и другим сборникам нравится демократичный стиль поведения Дэвида. Вне пределов площадки с ним может пообщаться и высказать свою точку зрения каждый. Но на поляне главный он и только он.

– Но при этом Блатт не смог второй год договориться о приезде в сборную ни с Кириленко, ни с разыгрывающим Джоном Робертом Холденом…

– Эта ситуация произошла бы абсолютно с любым наставником. Дело не в тренерах, а в субъективных и объективных причинах игроков. Но их отсутствие сборной аукнется. Все ведь мы знаем, например, о нехватке в национальной команде классных разыгрывающих. Хотя во времена СССР была такая же проблема – кроме Станислава Еремина и Ивана Едешко, выделить было некого. Остальные звезды представляли Литву, Латвию, Грузию – Сокк, Миглиниекс, Валтерс, Саканделидзе. Страна была большая, многонациональная, вот и выходили из положения.

  Есть ли Блатту альтернатива?

– Россия вроде тоже не маленькая. Почему мы не можем воспитать парочку отличных игроков на позицию первого номера?

– А где у нас методики для подготовки баскетболистов? Да, детские тренеры большие энтузиасты. Но на одном желании далеко не уедешь. Пусть никто на меня не обижается, но многим наставникам не хватает знаний, образования. Не хватает также семинаров с привлечением зарубежных специалистов, брошюр по работе с детьми, обучения тренеров. Второй момент – регламент чемпионата России. В отличие от многих убежден, что лимит на легионеров нужно не отменять, а ужесточать. Пускай в основных составах клубов выходят по три игрока с российским паспортом. Возможно, ведущие команды ослабят свои позиции в еврокубках, но меня, пусть я и болельщик ЦСКА с огромным стажем, это абсолютно не волнует. Зато выиграет национальная сборная.

– Тогда пропадет и зрелищность самой игры. Могут опустеть трибуны.

– Не стоит волноваться. К примеру, в прошлом сезоне было очень интересно смотреть на подмосковный “Триумф” и московское “Динамо”. Среди динамовцев так и вовсе не было легионеров. Уверен, хорошие баскетболисты появятся, если им давать игровую практику.

– Вернемся к нашей сборной. Почему до сих пор большой кредит доверия у Дэвида Блатта? Неужели провала на Олимпиаде и чемпионате Европы недостаточно для его отставки?

– Я был инициатором приглашения Блатта и от своих позиций не отступаю даже сейчас. 2006 и 2007 годы были очень успешными для сборной, мы выиграли чемпионат Европы. В 2008-м откровенно не повезло – сломался перед Пекином Хряпа. Что касается прошлогоднего Евро, то бытуют полярные мнения. С одной стороны, опускаться до восьмого места было нельзя. Но с другой – у нас в составе было девять новичков. Невозможно не обновлять команду. Самое время для этого послеолимпийский сезон.

– Так есть ли альтернатива Блатту?

– Вот с этого и надо начинать. Из числа российских специалистов ее нет. Евгений Пашутин? Безусловно, он прогрессирует, и жаль, что его убрали из ЦСКА, но ему еще надо набраться опыта. Поверьте, управлять такими баскетбольными зубрами, как Кириленко или Хряпа, не так просто. Другие молодые наставники Сергей Базаревич и Дмитрий Шакулин пока также не готовы. Что прикажете делать? Звать кого-то из старой гвардии? Еремина или Сергея Белова? Думаю, нет. В любом случае, если уйдет Блатт, придется опять смотреть в сторону зарубежных наставников.

– У Блатта не пропала мотивация?

– Ни в коем случае. Разговаривал с ним буквально несколько дней назад. Он трезво оценивает ситуацию, понимает, что легко не будет. Но во что бы то ни стало хочет выжать из ребят максимум. Мотивация у Блатта даже выше, чем в 2007-м. Ему надоело проигрывать, надоело не бороться на крупных турнирах за медали. В нынешней сборной есть агрессия. Еще бы поймать кураж, и тогда чем черт не шутит…

  Одних денег для создания суперклуба мало?

– В составе команды два игрока питерского “Спартака”. Это много?

– Это очень хороший показатель. Колесников был капитаном молодежной сборной, настоящий трудяга, пусть и без суперданных. Этот игрок подходит под систему Блатта. Тренер уверен: парень готов выйти хоть на две минуты, но за это время умереть на площадке ради результата. У Жени есть большое желание приносить пользу сборной в любом качестве, он уверен в себе.

– Не замедлился ли прогресс Понкрашова?

– Антону надо менять свое поведение на площадке. Он постоянно кому-то что-то хочет доказать. Игра у него строится по принципу “пан или пропал”. Если Понкрашов решил, что пойдет в проход один на один, то хоть перед ним вырастут пять соперников, это ничего не изменит. Остальным партнерам по команде можно “идти курить” на скамейку запасных. Но при этом Антон играет, не учитывая  ситуации на площадке, что портит всю картину. При этом из него нельзя делать разыгрывающего. Он чистый второй номер. Это мое мнение.

– В следующем сезоне Понкрашов усилит “Спартак”?

– Должен усилить. Вообще, по моим данным, петербуржцы в пределах бюджета в межсезонье поработали по максимуму, взяли хороших добротных игроков согласно своим возможностям. Новички подходят под стиль главного тренера Цви Шерфа. Израильская школа это работа не со звездами, которым кинул мяч на площадку, а дальше можно даже тайм-ауты не брать – сами все поймут. Это работа с игроками, которые обучаемы тактически.

– То есть Шерф подходит нынешнему “Спартаку”?

– Они нашли друг друга. Насколько знаю, перед подписанием нового контракта были некоторые разногласия с руководством клуба по трансферной политике, но они устранены. Огромный плюс Шерфа трудолюбие, фанатизм и твердость характера.

– Почему бы в таком случае хорошему тренеру не предоставить еще более хороших игроков? Почему из “Спартака” не попытаться сделать суперклуб вроде футбольного “Зенита”?

– Интересный вопрос. Потому что баскетбол в корне отличается от хоккея и футбола. Сколько вообще баскетбольных суперклубов в России? Один – и это ЦСКА. Даже подмосковные “Химки” с огромными деньгами не могут приблизиться к армейцам. А в Европе могу выделить “Панатинаикос”, “Реал”, “Барселону” и тот же ЦСКА. Одних денег мало. Нужны очень грамотные менеджеры, которые бы несколько лет работали в одной упряжке. Ведь по-настоящему классных баскетболистов меньше, чем хоккеистов или футболистов.

– Но ведь у “Спартака” огромные традиции…

– Давайте честно, в Петербурге никогда не было тех условий, которые были в других клубах России и СССР. Помню, когда сам играл, материально мы проигрывали многим. Уступали и в организации клубного дела. Сегодня ситуация подравнивается, но конкурентов очень и очень много. Поэтому за господство надо бороться.