«Газпром» объявил о консолидации всех своих генерирующих компаний. В какой из двух столиц – Москве или Петербурге – будет зарегистрирован этот энергомонстр – большой вопрос, который будет решаться на сложных переговорах.
“Газпром” стал владельцем петербургских электростанций в результате случившегося несколько лет назад разделения супермонополии РАО “ЕЭС” на оптовые и территориальные генерирующие компании – ОГК и ТГК. Контроль над питерской ТГК-1 газовый концерн получил, вопреки желанию финского Fortum, который также претендовал на питерскую энергогенерацию, но получил утешительный приз – блокирующий пакет. Тогда российские власти объяснили “соображениями безопасности” свое решение о том, что приватизация приватизацией, но электростанции в Москве и Петербурге должны принадлежать российской госкомпании.
И вот теперь, в начале сентября, “Газпром” объявил об объединении принадлежащих ей ОГК-2 и ОГК-6 (их станции разбросаны по всей стране) и двух территориальных компаний – “Мосэнерго” и петербургской ТГК-1. Суммарно на них приходится около 16 процентов всей энергомощности в стране – 36 гигаватт.
Таким образом, как и прогнозировал Online812, газовая монополия решила объединить питерские и московские генерирующие мощности. Четыре компании будут переведены на единую акцию, после чего новая мини-монополия проведет IPO на бирже.
Зачем это делается – у “Газпрома” и у экспертов есть дежурное объяснение. Это сократит расходы, а значит – увеличит рентабельность бизнеса. Аналитики “Тройки диалог” в своем обзоре написали, что только слияние ОГК-2 и ОГК-6 (оно завершится в 2011 году, а присоединение двух ТГК – чуть позже) позволит снизить расходы на 18%. Кроме того, объединенная компания будет дорого стоить, а значит, цена кредитов для нее будет ниже. Куда ни кинь – всюду выгода. Но посмотрим, что от этого выиграет Петербург, а что потеряет.
Безусловно, чем компания крупнее и дороже стоит – тем ей проще занимать деньги и тратить их на новые энергоблоки, которые необходимо строить взамен старых. Всем четырем энергетическим “дочкам” “Газпрома” в ближайшие шесть лет нужно потратить на замену мощностей более 210 миллиардов рублей. Однако не следует забывать, что совладельцем “Мосэнерго” является правительство Москвы, которое будет стремиться перетянуть инвестиционное одеяло на себя. И можно предполагать, что в первую очередь деньги будут тратиться в столице, а в остальные регионы инвестиции пойдут, скорее всего, по остаточному принципу. И петербургским властям, вероятнее всего, придется с этим смириться.
Тем более что им предстоит принять бой за важнейшую и стратегическую высоту – по вопросу о том, где будет зарегистрирована объединенная энергетическая компания “Газпрома”. Ведь если ее центральный офис разместится в Москве, то бюджет Петербурга потеряет довольно ощутимые доходы. Но нет сомнений и в том, что московская мэрия также не захочет расстаться с налоговыми поступлениями от “Мосэнерго”, не говоря уж о том, что для нее заманчивыми будут доходы от трех остальных компаний. “Газпрому” придется искать компромисс между властями двух столиц, который, возможно, будет выглядеть для Смольного так: вы помогаете в строительстве “Охта-центра”, а мы сохраняем в городе бюджетные платежи.
В свое время Смольный потратил много усилия ради того, чтобы стать совладелецем “Ленэнерго”, поднимался вопрос даже о том, что приобрести блокпакет ТГК-1. И все это – ради участия в управлении городским энергокомплексом. Петербургские власти вряд ли безропотно согласятся с тем, что менеджмент ТГК-1 переместился на 650 километров юго-западнее.
Наконец, очень сложно спрогнозировать реакцию финского Fortum, который вложил в петербургский энергокомплекс немалые деньги, чтобы взамен стать владельцем блокпакета в ТГК-1. В консолидированной компании скандинавский концерн получит совсем небольшой пакет акций. Роль миноритария вряд ли его устроит – во-первых, это не в его правилах, во-вторых, в России, если ты не владеешь блокпакетом, то ты как бы и не участвуешь в бизнесе. Возможно, в преддверии объединения Fortum продаст свой пакет в ТГК-1, как буквально на днях продал 31 процент в Петербургской сбытовой компании.
Аналитики “Тройки-диалог” отмечают, что в целом план консолидации “позитивен, но относится к довольно отдаленному будущему”, при этом “вопрос еще не обсуждался с другими инвесторами”. При этом в “Тройке” отмечают, что правительство Москвы и Fortum, владеющие блокпакетами “Мосэнерго” и ТГК-1, могут заблокировать предложение о консолидации. “На наш взгляд, они вряд ли заинтересованы в консолидации, по крайней мере в ближайшем будущем”.
Однако столь явный бунт Fortum против “Газпрома” маловероятен хотя бы потому, что финская компания владеет в России крупной ТГК на Урале, и не хотела бы, чтобы ей показали на дверь за противодействие “национальному достоянию”. Более вероятно то, что “Газпром” может вручить финнам очередной утешительный приз. Например, продать одну из ГЭС на Карельском перешейке или выделить одну из модернизируемых сейчас петербургских ТЭЦ в отдельную компанию, акционерами которой будут “Газпром” и Fortum. И то, и другое финны давно и безуспешно предлагают российским партнерам.
Мнение
Дмитрий КОНОВАЛОВ, аналитик инвесткомпании UniCredit Securities:
– Мы считаем, что консолидация принесет ряд преимуществ энергетическим компаниям, так как в результате будет создана одна из крупнейших энергетических компаний России. Впрочем, вероятно, что “Мосэнерго” не будет включено в новую компанию, так как консолидация “Мосэнерго” может натолкнуться на политические преграды.