Студентка журфака СПбГУ решила побороть бюрократию

Студентка Факультета журналистики Анна Бондарева сняла видеоролик о бюрократии в учебном заведении, и выложила его в Интернет. Пойти на такие меры Анну вынудило то, что в мае беременную девушку из-за бюрократический ошибки не допустили до сдачи госэкзаменов, и вот уже несколько месяцев она не может узнать, числится она на факультете, или нет.

       Проблемы у Бондаревой начались с того, что находясь на седьмом месяце беременности, она написала заявление с просьбой перевести ее с платного отделения на бюджетное. Мотивировала она это тем, что больше не может работать и оплачивать свое обучение.

Студентка подала заявление в комиссию, состоящую из первого замдекана по учебной и научной работе Людмилы Громовой, начальника Учебного отдела Натальи Николаевны Никифоровой и декана факультета Анатолия Степановича Пую. По словам студентки, даже просто подать это заявление оказалось большой проблемой – ей пришлось целыми днями бегать от одного кабинета к другому, откуда факультетские чиновники отправляли ее к своим замам. Факультет совершенно не хотел терять студентку-контрактницу и переводить ее на бюджет, тем более за пол года до выпускного. Тогда Анна начала действовать через ректорат, который, как известно, был в очень сложных отношениях с предыдущим руководством факультета.

По словам Анны Бондаревой, в апреле ей лично позвонил Александр Александрович Соловьев, правая рука ректора, и обещал, что ее обязательно переведут на бюджет, поскольку на это есть все законные основания. Доверчивая студентка после этих слов решила, что делу, наконец, дан ход и перестала им заниматься. Но на госэкзамене ее жал неприятный сюрприз. 3 мая (за три дня до госпитализации в роддом) прямо у дверей кабинета, в котором проходил экзамен, девушка узнала, что она до него не допущена.

Беременная вечерница пообещала подать на факультетских управленцев в суд, и отправилась в ректорат, поскольку именно там, а не на факультете, ей обещали заветный перевод. В ректорате очень удивились тому, что студентку не допускают к госам, и на всякий случай перепроверили – нет, приказа об отчислении не было, поэтому выпускной экзамен можно сдавать. Только к этому времени, 5 часам вечера, он уже давно закончился…

Через три дня Анна отправилась в роддом, и родила дочь. Когда она находилась в палате, на мобильный телефон ей позвонил заместитель декана по внебюджетным формам обучения и финансовому планированию Сергей Большаков, и пригласил ее на экзамен 7 мая. Естественно, об этоме в тот момент не могло быть и речи.

В сентябре девушка решила вернуться к этому вопросу, и узнать является ли она студенткой факультета или нет, и сможет ли закончить его в этом году. Пытаться выяснить это по телефону оказалось задачей непосильной – конечно, так ведь гораздо проще “динамить” людей, поэтому оставив трехмесячную дочь дома, она отправилась на факультет.

Там снова началось бесконечное хождение по коридорам. Попасть на прием  можно было только по предварительной записи, что значительно затягивало решение вопроса. Сергей Большаков, который в мае лично приглашал ее сдавать гос со следующим потоком (следовательно, девушка числилась на факультете), пытался отправить ее к своему заму, чтобы та узнала номер приказа о восстановлении, и не хотел слушать, что и отчисления-то не было.

Поправ, наконец, на прием к начальнику Учебного отдела Наталье Николаевне Никифоровой, молодая мать узнала, что на факультете нет человека, который мог бы решить ее проблему, поскольку один руководитель мог разъяснить ей только по части учебы, другой – по поводу оплаты и т.д. Бухгалтерия не знала, какую сумму брать за обучение, а сотрудники административного корпуса – брать ли ее вообще, поскольку перевод булл осуществлен с учетом “определенного материального условия”. В результате девушке предложили следующий вариант – пойти еще в один кабинет и попросить там организовать встречу всех тех, кто замешан в этом вопросе. Студентке стало понятно, что это всего лишь новый поворот бюрократической машины – если ее и так принимать никто не хочет, то знаковая встреча людей, сидящих в одном здании на разных этажах, если и состоится, то ой как не скоро.

Поскольку борьба так и закончилась ничем, студентка составила план действий для всех девушек, которые в случае беременности задумают перевестись с платного отделения Факультета журналистики СПбГУ на бюджет:

“Процедура перевода длится всего лишь от 8 месяцев и до бесконечности. Первый этап – напишите заявление с просьбой о переводе на имя декана Пую, и он вас обязательно отправит к своему заместителю Большакову, который направит вас к начальнику учебной части, которая в свою очередь проводит вас лично к первому заместителю декана по учебной и научной работе… Пройдет один месяц, после чего ваше заявление будет рассмотрено, но неудовлетворенно из недостатка причин, поскольку беременность считается недостаточной. Подумайте, может у вас кто-нибудь умер из близких, это вам обязательно поможет, и не забывайте принести справку.

Второй этап. После трех месяцев ожидания решения комиссии на доску у дверей деканата повесят распоряжение о вашем переводе с учетом выполнения некоего финансового условия. Но вы не пугайтесь, и смело бегите в бухгалтерию. Там на вас посмотрят с удивлением и не скажут сумму, которую сегодня заместитель декана за горячей чашкой кофе высчитал, и уехал отдыхать. Приходите сразу на госэкзамен уже с девятимесячным животом. Вас не допустят, но это нужно, чтобы вы обязательно познакомились с нашим юристом. Он вас направит к отдохнувшему заместителю декана, который выставит вас, беременную, за дверь.

Милые девочки, это так нужно, чтобы вы занимались предродовой физкультурой и пробежались трусцой до главного здания Университета, где проректор заверит вас, что решит все ваши проблемы. Смело идите рожайте. На днях вам позвонят в роддом и предложат сдать экзамен.

Третий этап – рожайте спокойно. Потому что уже в сентябре можно будет придти к первому замдекана, и она пошлет вас по уже знакомому пути. Вперед, бегите на шестой этаж к Большакову, пора уже приходить в форму после родов. Будьте настойчивы, вы же должны, наконец, получить благословение на посещение начальника учебной части, который, естественно, на очень важном заседании. Приходите завтра.

Четвертый этап. Как же вы обрадуетесь, когда начальник учебного отдела пошлет вас ко всем уже знакомым сотрудникам. Радуйтесь, с вашим переводом не сравниться ни один роман Кафки. И верьте, что на пятом этапе, когда-нибудь где-нибудь в один и тот же час соберутся все элементы нашей структуры и в теплом дружеском кругу решат, что же делать с вашей проблемой. А вы, независимая и счастливая, поведете своего ребенка в школу”.

История кажется поучительной в свете того, что в последние годы университетская общественность все чаще и чаще говорит о росте бюрократического аппарата в вузе. Вроде бы теперь есть заместители заместителей по всем вопросам, однако так и не нашлось одного человека, который мог бы принять решение по, казалось бы, не такому уж сложному делу. Молодая мать и без пяти минут выпускница журфака уверяет, что нечто подобное придется пережить любому человеку, которому что-то может потребоваться от факультета. Конечно, не стоит воспринимать эту ситуацию исключительно с одной стороны – сама Анна Бондарева пишет с ошибками, и, судя по видеозаписи, часто повышает тон, так что может она и стремилась сдать экзамен до появления ребенка – кто же откажет беременной? А вот скандалистке с грудничком на встречу пойдут гораздо хуже, так что к госам ей придется готовиться очень усердно.