Мы считаем, что в будущем законе должны быть отражены следующие моменты, регулирующие отношения граждан и будущих полицейских:
1. Обязательным элементом форменной одежды должна стать нашивка или бейдж с фотографией, именем и фамилией, а также должностью сотрудника полиции и названием отделения в котором он служит;
Этот бейдж не заменяет собой удостоверение сотрудника полиции, которое он обязан предъявить гражданину по первому требованию; По уставу (п.227) сотрудники милиции обязаны представиться, когда начинают общаться с гражданином, однако на практике разобрать, а тем более запомнить, фамилию милиционера практически не возможно. Наличие нашивки/бейджа у сотрудника милиции позволит гражданину спокойно прочитать фамилию и знать с кем он общается. Это полезно не только с точки зрения психологии общения, но и может пригодиться, если гражданин решит обжаловать действия конкретного сотрудника милиции. Более того, такой бейдж/нашивка не позволит сотруднику милиции вести “дополнительную работу” за пределами территории своего отделения.
2. Милиционеры должны быть обязаны составлять протоколы об административном правонарушении на месте правонарушения (как это делают сотрудники ГИБДД), прибегая к доставлению в отделение или задержанию лишь в исключительных, строго оговоренных случаях;
Достаточно часто сотрудники милиции используют фразу “проедим в отделение”, как угрозу, после которой многие граждане сами начинают предлагать “решить проблему на месте”. Даже если вы нарушили закон, то нет никакой необходимости доставлять вас в отделение, ведь протокол можно составить на месте. В таком случае отпадет необходимость “договариваться по хорошему”, ведь можно просто получить квитанцию и потом оплатить штраф, как это часто делают при нарушений правил дорожного движения.
3. Запрет для сотрудника полиции препятствовать аудио- или видеозаписи общения с гражданином (по аналогии с п 25 действующего Административного регламента ГИБДД);
Сейчас у каждого гражданина есть возможность вести аудио- или видеозапись общения с сотрудником милиции посредством мобильного телефона. На практике милиционеры часто мешают записи и утверждают, что “снимать их запрещено”, хотя такого запрета в законодательстве нет. Чтобы исправить ситуации надо запретить сотрудникам полиции препятствовать аудио- или видозаписи, тем более что аналогичный запрет уже действует для ГИБДД.
4. Право на самостоятельный телефонный звонок при задержании. В случае задержания по подозрению в совершении уголовного преступления, реализация этого права может быть отложено на срок не более 6 часов, о чем делается соответствующая запись в журнале доставленных;
В российских законах обычно дается расплывчатая формулировка “сообщить по просьбе гражданина о задержании родственникам, по месту работы или учебы”, в которой не указано как и когда надо сообщить. Международная практика показывает, что “право на звонок” является очень полезным инструментом для защиты прав граждан. Каждому задержанному должна быть предоставлена возможность позвонить родственнику или адвокату, а у граждан задержанных за административное правонарушение не должны изыматься мобильные телефоны, так как это никак не может помешать составлению протокола и доставлению в суд.
5. Должна быть создана единая федеральная горячая линия (например, 8-800-911-11-11) по приему жалоб на действия сотрудников полиции.Она должна функционировать не только в рамках УСБ МВД, но совместно с аппаратом Уполномоченным по Правам Человека в РФ.
Сейчас, чтобы пожаловаться на действия сотрудника милиции, вы должны позвонить в управление собственной безопасности по тому региону (или даже району), где вы находитесь. Конечно, вы не можете знать все эти телефоны, более того очень мало из них работает круглосуточно. По звонкам на эту горячую линию должны приниматься оперативные действия по помощи пострадавшим гражданам, эти действия должны проверяться со стороны УПЧ. Обобщенный анализ обращений на горячую линию должен быть доступен общественности.