На протяжении всей истории человечества отдельную роль на мировой сцене играла погода. Гибель «Титаника», ураган «Катрина», крушение «Гинденбурга» – все эти и множество других исторических вех связаны с погодой. Ниже приведены наиболее любопытные события, итогом которых управляли не люди, а наша странная планета.
Битва в Арденнах
Декабрь 1944 – Январь 1945
Одно из самых значительных сражений Второй мировой войны на Западном фронте: лучшие силы вермахта против объединенных сил английской и американской армии на полях Бельгии и Люксембурга. Немецкие генералы планировали расколоть союзников и захватить сначала Фландрию, затем всю Бельгию и, тем самым, принудить противника пойти на переговоры о сепаратном мире. Операция была задумана и проведена почти блестяще: тайные сообщения, секретные донесения, полное радиомолчание ввели англо-американские войска в заблуждение относительно будущих маневров немецко-фашистских войск. И все бы у них получилось, если бы не подвела погода.
Зима была на руку немцам, постоянно атаковавшим не слишком хорошо экипированного противника. Но в январе 1945 в горах внезапно потеплело и воодушевленные выглянувшим солнцем (а также наладившимися, наконец, поставками оружия, продовольствия и одежды) англичане и американцы перешли в контрнаступление и разгромили гитлеровские войска, заставив последних отступить к западной границе Германии.
Старт “Челленджера”
28 января 1986
“Челленджер” был вторым по счету шатлом NASA, который США планировали запустить на орбиту после успешных стартов “Колумбии”. Корабль отлично справился с девятью полетами до тех трагических 73 секунд, которые решили судьбу отважного экипажа в январе 1986 года. Шатл взорвался вскоре после запуска двигателей, все семь астронавтов, находившихся в нем, погибли. Катастрофа, за которой наблюдал практически весь мир (с мыса Канаверал велась прямая трансляция) привела к полной остановке программы запуска шатлов на два с половиной года (она была возобновлена в 1988 после старта “Дискавери”).
В день старта “Челленджера” температура воздуха была сильно холоднее обычного, однако отмена запуска обошлась бы потерей времени и, конечно, денег. Комиссия NASA и независимый комитет, проводившие расследование инцидента, пришли к выводу, что взрыв был спровоцирован целым рядом проблем, в частности, холодным воздухом (-2 по Цельсию, в то время как рекомендованная температура должна быть 11 и выше), вызвавшим поломку некоторых деталей двигателей.
Великое наводнение на Миссисипи
Весна 1927
Самое страшное наводнение в истории США стало катализатором обострения отношений в южных штатах и выявило несостоятельность социальных программ и беспомощность федеральных властей в решении острых межнациональных вопросов и чрезвычайных ситуаций. Это наводнение не раз вспоминали в 2005, когда на Новый Орлеан обрушился ураган “Катрина”.
Наводнение началось еще летом 1926 года, когда на центральную область Миссисипи хлынула лавина дождей. К сентябрю “смыло” Канзас и Айову. 1 января 1927 года в Нэшвилле уровень воды в реке Камберлэнд поднялся до 17 (!) метров. Миссисипи вышла из берегов и затопила около 70 тысяч квадратных метров земли. Вода, чтобы было понятно, не хлюпала под сапогами, а текла над головами на уровне 10 метров. Около миллиона человек остались без крова над головой, лишились сбережений, документов и надежды, потому что ни Вашингтон, ни управленцы 10 пострадавших штатов (Арканзас, Иллинойс, Кентукки, Луизиана, Миссисипи, Миссури, Теннеси, Техас, Оклахома и Канзас) не предприняли сколько-нибудь вменяемых шагов по оказанию помощи. Это привело к ряду политических и социальных изменений: больше всего от наводнения (и неоказания помощи) пострадали семьи афро-американцев, что вызвало, во-первых, смену “черного” политкурса – от республиканцев к демократам; и, во-вторых, миграцию темнокожего населения с юга в сторону больших северных городов, таких, как Чикаго, например.
Культурным наследием Великого наводнения стало творчество Чарли Паттона, Бэсси Смит и других блюзовых музыкантов, а песня “When the Levee Breaks” в исполнении Led Zeppelin стала настоящим хитом.
Дюнкеркская эвакуация
26 Мая 1940
Дюнкеркская эвакуация английских, французских и бельгийских войск, названная англичанами “Операцией Динамо”, начиналась для союзников практически согласно названию. После проигранного сражения у французского города Дюнкерк войска британского Экспедиционного корпуса, французские части и бельгийцы оказались блокированы немцами у самого моря. Черчилль отдал приказ о полной эвакуации, однако в планы адмиралтейства вмешалась, конечно же, погода. Моря, мягко говоря, штормило, а на самом деле, шторм вообще практически исключил участие военных кораблей в спасательной операции – они сумели поднять на борт менее 10 процентов личного состава союзных армий. Солдаты так и стояли по горло в воде, ожидая, когда их смогут принять хоть на какой-нибудь корабль. Спасло войска добродушие и готовность к самопожертвованию местного населения – довольно большую часть армии вывезли к английскому побережью английские же рыбаки на 700 маленьких лодчонках.
Падение Air Florida
13 января 1982
Рейс №90 Air Florida из Вашингтона во Флориду в январе 1982 года обернулся катастрофой: самолет рухнул в воды Потомака буквально через несколько секунд после взлета. При падении Боинг 737-222 частично обрушил мост, соединявший столицу с Арлингтоном. 78 погибших, включая четырех водителей машин, проезжавших по мосту.
Причиной падения авиалайнера была названа ошибка пилота, который забыл проверить работу системы, отвечающей за антиобледенение, и не отказался от взлета даже после отказа двигателя. А вызван этот отказ был льдом, который возник благодаря небывалому бурану, сильно затруднившему работу Национального аэропорта, администрация которого, в свою очередь, сочла снег недостаточной причиной для закрытия.
Катастрофа Air Florida стала причиной внесения изменений в протоколы американской коммерческой авиации: правила борьбы с обледенением были ужесточены, что сыграло на руку нам, простым туристам.
Провал операции “Орлиный коготь”
4 ноября 1979 – 25 апреля 1980
Осенью 1979 года исламские экстремисты захватили 55 заложников в американском посольстве в Тегеране. В апреле военная машина США раскрутилась достаточно для проведения спасательной операции. Было решено отправить специальные группы военных на вертолетах через пустыню. С самого начала все пошло не так: песчаные бури “приземлили всмятку” сразу два вертолета из восьми (они, кстати, потом достались иракской армии), еще один вернулся на базу из-за поломки, вызванной попаданием песка. Для эвакуации нужны были шесть машин, осталось – пять. Президенту Джимми Картеру, обещавшему спасти всех заложников, пришлось экстренно операцию отменять, что он и сделал 25 апреля. При попытке дозаправки для возвращения было разбито еще два вертолета – песок опять сыграл злую роль, дезориентировав пилота. На этом буря не успокоилась и дополнительно организовала хорошую драку: морские пехотинцы, не видевшие ничего, кроме песка вокруг, после взрыва столкнувшихся вертолетов вообразили, что на них напали, и подняли беспорядочную стрельбу. От шрапнели пострадали еще несколько машин, это не считая людских потерь. Да, и остатки бравой гвардии так торопились убраться из пустыни, что потеряли во все том же песке секретные документы ЦРУ, доставшиеся крайне довольным проведением этой операции иракцам.
muz4in.net, фотография с сайта life-live.my1.ru