По статистике, на каждого россиянина приходится 230 монет (любого достоинства – и рублей, и копеек). По оценкам экспертов, из этих 230 монет 200 не участвуют в обращении, т.е. лежат у народа мертвым грузом.
Выбросить монеты жалко, тратить неудобно. Мы решили провести эксперимент, чтобы понять, куда можно пристроить скопившуюся мелочь. Выяснилось – много куда.
Мелочь я много лет складывал в трехлитровую банку. Теперь смело высыпал накопленное на стол, насчитал без малого 5000 рублей. И пошел отстаивать свое право обменять денежные знаки на полезные товары/услуги.
Поначалу я, признаться, стеснялся вываливать груду металла перед ни в чем не повинными кассиршами. В последний момент доставал бумажные деньги. Но потом взял в себя в руки. Вывалил.
– Я не пункт по приему металлолома! – сказала мне кассирша.
– Не имеете права! – сделал контрвыпад я.
Кассир согласилась, что не имеет, и принялась за дело. Очередь сзади взвыла на десятом рубле: “Молодой человек, вы нищих обокрали?”, “Он попкорн поштучно продает” – это самое ласковое, что я слышал.
Кондуктор в автобусе посмотрела испуганными глазами: “Вы все 19 рублей собираетесь десятикопеичными дать”? – “Тут и по пять копеек есть!” – протянул я кондуктору горсть монет. Кондуктор не обрадовалась, сказала: “железом не питаемся”, билет дала, а копейки гордо не взяла.
Не меньшим привередой оказался нищий на выходе из метро. Мои честно отсчитанные два рубля десятью копейками не произвели на него впечатления. Он отделил их от остального денежного потока и пересыпал их в рядом стоящую разрезанную пополам пластиковую бутылку.
Зато в аптеке 126 рублей мелочью взяли без вопросов – правда, пересчитывали железо то ли с улыбкой, то ли с усмешкой.
Торгующая орешками бабушка тоже не протестовала. “Мы – привыкшие”, – сказала она.
Выяснилось: можно успешно менять копейки на бумажки в точках по приему пластиково-стеклянной тары. Емкости стоят копейки, которых покупателям всегда не хватает. Так что они с радостью меняют их на купюры.
За полтора дня я истратил около 700 рублей монетами. Еще порядка 4000 рублей тянули карман к асфальту. Правильно сказал монгольский мудрец: “Самый короткий путь – прямой”. В отделении Сбербанка я понял, что все это время мучился напрасно.
– Конечно, поменяем, – сказали в финучреждении. – Вы только рассортируйте монеты по номиналу. Мы взвесим пакетики на специальной машине, и будет вам за это бумажный эквивалент.
Я так и поступил, став счастливым обладателем четырех купюр с изображением города-героя Ярославля, двух с изображением Москвы и одной с Красноярском.
Да – если машинки по подсчету монет в отделении банка нет, то мелочь в больших количествах могут и не принять – так что лучше заранее выяснить, где они есть, и только потом подвозить свой грузовик мелочи.
Досье на копейку
При Петре I в 1696 году на копейках стали печатать дату чеканки от Рождества Христова, а не от сотворения мира.
В 1704 году Россия первой в мире перешла на десятичную монетную систему: рубль – это 100 копеек. Монеты чеканили из меди.
В 1713 году копейка стала круглой благодаря чеканным станкам, привезенным Петром из Европы.
Самая большая копейка выпускалась при Екатерине I в 1726 году – 16,38 грамма. Копейка была квадратной формы.
В 1915 году правительство Николая II выбросило в обращение бумажную копейку. На ней было напечатано: “Имеет хождение наравне с разменной медной (серебряной) монетой”. Существовали банкноты в 1, 2, 3 и 5 и 50 копеек, банкноты в 10, 15 и 20 копеек в обращение не попали.
После реформы 1961 года на одну копейку можно было купить кусок хлеба, стакан газировки без сиропа, простой карандаш, два простых конверта, два медиатора для гитары или коробок спичек, хотя в производстве спички обходились дороже.
Монеты достоинством 10 копеек не меняют своего диаметра на протяжении столетия. Так, 10 копеек времен Николая II, 10 копеек РСФСР 1921 года, советские монеты образца 1924, 1931, 1935, 1961 и 1991 годов и монеты РФ образца 1997 года имеют одинаковый диаметр – около 17 мм. Единые диаметры сохраняли также монеты достоинством 20 и 15 копеек, со времен их чеканки при Николае II и до момента прекращения их выпуска в 1991 году.
Сейчас производство одной копейки обходится примерно в 13 копеек.
По материалам сайта 1cop.ru.
Напасти
Из-за любви к копейке 58-летний пенсионер из Новосибирска Юрий Бабин попал в психиатрическую лечебницу. Монеты он стал собирать после перестройки. Скупал в банках мешками и на грузовиках свозил на свое подворье. У него набралось более 5 млн экземпляров общим весов под 8 тонн. Для их хранения он отстроил специальное помещение. Бабина пригласили в Нью-Йорк на “Конгресс чудаков”. Юрий собрал чемоданы, приехал в Москву, где не смог получить визы. Протестуя против произвола, он прошел от Спасской башни до Мавзолея, раздавая листовки с призывами о помощи. Тут-то его остановили милиционеры, которые, выслушав аргументы пенсионера, вызвали бригаду “Скорой психиатрической помощи”. В сумасшедшем доме он провел сутки, после чего был отпущен. Врачи разобрались, что Бабин лишь чудак, который мечтает установить к 120-й годовщине Новосибирска памятник копеечной монете. “В нем я хочу отразить всю тысячелетнюю историю копейки, которая прошла через руки россиян, – говорит пенсионер. – По форме памятник будет напоминать однокопеечную монету, выставленную на металлический пьедестал и украшенную гербами России и СССР”.