На неделе городские депутаты попросили федеральных депутатов разрешить совмещение выборов в региональные парламенты с думскими. Никто не сомневается, что просьба будет удовлетворена – сценарий совмещения выборов в Думу и петербургский ЗакС был детально обсужден еще по весне. Правда, со второй частью выборного вопроса – как будут избирать депутатов – ясности пока нет.
Против инициативы о возможности совмещения федеральных и региональных парламентских выборов (сейчас выборы в ЗакСы могут проводиться только в один из двух дней голосования – второе воскресенье марта или октября) выступала оппозиция в Законодательном собрании, но это, как обычно, никакого значения не имело.
5-летний срок, на который избирали нынешних депутатов ЗакСа истекает в марте 2012 года, но именно на этот март назначены и президентские выборы. Поэтому еще весной уверенно заговорили о том, что выборы в ЗакС перенесут на полгода назад и объединят с думскими в конце 2011 года. К традиционным в таких случаях разговорам об экономии бюджетных средств (выборы обходятся примерно в 30 – 50 миллионов рублей, т.е. в полтора раза дешевле, чем недавнее обновление депутатского автопарка) в этот раз добавились аргументы о необходимости отделить важнейшее событие в жизни нашего народа – избрание нового или старого президента – от всякой малозначительной шелухи.
Объединение выборов выгодно в первую очередь местной “Единой России”, которая таким образом встроится в федеральную пиар-кампанию своей партии с ее главным козырем – Владимиром Путиным во главе списка. Остальные партии тоже, конечно, получат дополнительные очки за счет федеральной кампании своих старших товарищей, но они будут несравнимы с единороссовскими.
До сих пор, однако, нет ясности в том, как будут избирать ЗакС. Возможен либо нынешний механизм – когда избиратели голосуют за партию в лице ее представителя по округу – либо смешанная схема. В последнем случае округа укрупняются в два раза и от них избираются 25 депутатов, а другие 25 – по партийным спискам.
Единственный плюс новой схемы в том, что она даст “Единой России” результат лучше, чем старая. Поскольку в случае с партийными списками этот результат будет ограничен рейтингом партии власти, а при смешанной схеме, выставив по округам самых сильных своих депутатов, единороссы соберут там хороший урожай и добавят к нему то, что получат как партия. Кроме “Единой России” наличием в своих рядах более чем 1 – 2 популярных депутатов могут похвастаться только эсеры. Ни у ЛДПР, ни тем более у КПРФ для успешной борьбы в округах достаточных людских ресурсов нет.
Зато у смешанной системы есть много минусов. Во-первых, хотя формально у “Единой России” нет в ЗакСе даже простого большинства, де-факто за счет голосов ЛДПР и перебежчиков из лагеря оппозиции партия власти полностью контролирует парламент. И заинтересована в том, чтобы эта стабильность сохранялась. А если введут какие-то партийные списки, в которые московские товарищи понапихают неизвестно кого, в ЗакСе появятся новые люди с неудовлетворенными амбициями. Которые там никому не нужны.
Кроме того, партийные списки позволяют отсекать всех неугодных еще на моменте выдвижения, как это было с партией “Яблоко”. А если вернут округа, туда пойдут всякие смутьяны и поднимется много шума. Не у всех из них сумеют найти поддельные подписи, а некоторые могут даже и выиграть выборы. Что опять же нарушит стабильность и конструктивный диалог в парламенте. Считается, однако, что у смешанной схемы есть сторонники в Москве, которые ее и лоббируют.