На неделе в Смольном прошло совещание по вопросам развития Петербургского метрополитена. Обещали в ближайшее время – но все равно в 2011 году – открыть станцию «Обводный канал». «Адмиралтейская» также откроется в 2011-м, но позже, «Международная» и «Бухарестская» – летом 2012-го.
Предыдущая концепция развития метрополитена предусматривала федеральное финансирование, а его существенно сократили. Сейчас известно о 16,9 миллиарда рублей, которые будут выделены на строительство в 2011 – 2012 годах. Между тем только Фрунзенский радиус оценивается специалистами в 25 миллиардов, а венчающее его депо “Южное” – еще в 6 миллиардов.
Теме не менее, городские власти запланировали на 2014 год открытие станции “Спортивная-2” с горизонтальным эскалатором, ведущим к набережной Макарова на Васильевском острове.
Зато жителей Приморского района могут разочаровать заключения директора НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры Александра Солодкого. Он сообщил, что 4-я линия метро, запланированная на прохождение по “Морскому фасаду”, скорее всего, на фасаде и завершится.
Ранее неоднократно публиковались планы продлить ее до Лахты, где сейчас строится громадный жилой микрорайон. “Судя по геологическим изысканиям, продлить эту ветку не получится”, – сообщил Солодкий. Между тем другой свежий микрорайон – в конце Ленинского проспекта – имеет больше шансов заполучить собственную станцию. Начальная точка будущей Калининско-Красносельской линии – “Казаковская” – может быть сдана в 2014 году. За ней последуют другие.
Руководитель проектного направления Центра стратегических разработок “Северо-Запад” Виктория ЖЕЛТОВА по просьбе Online812 прокомментировала планы метростроевцев:
– Одна из основных проблем Петербургского метрополитена – его недостаточная плотность. Все ученые твердят, что Петербург – не тот город, которому нужно расти вширь. Я считаю, следует осваивать то пространство, которое уже есть. Вот увидите, как оживет местность вокруг станции “Обводный канал”, когда ее построят наконец. Вроде депрессивный район – но он заинтересует девелоперов, там появятся торговые центры, культурные заведения и прочая. Тем более что станции “Лиговский проспект” и “Пушкинская”, принадлежащие к двум разным веткам, в пешей доступности от Обводного – значит, в этот район можно будет просто приезжать и гулять. А территории вокруг “Парнаса” до сих пор не освоены, строится один жилой дом – и все. А вторая проблема – подземные линии, которые вовсе не нужны в таком количестве.
– То есть вы бы оставили рабочих в Шушарах без метро.
– Рабочие автозаводов могут жить прямо в Шушарах – это будет еще проще. А вот без чего город действительно не может, так это без аэроэкспресса. Да, это дорогой проект, но и ему можно найти спонсора. Например, тот же Культурно-выставочный центр “Экспофорум”, который строит в Пушкинском районе свой комплекс на территории 56 гектаров. Они собираются вложиться в реконструкцию шоссе, но рано или поздно владельцы КВЦ поймут, что им выгодно иметь приток посетителей и с другой стороны – из Пулкова и Московского района, а то и сразу – с Московского вокзала.
– Если в Лахте не будет метро – как люди будут добираться до будущего зоопарка?
– В торговых центрах типа “Меги” тоже нет метро – но они наладили подвозку. Это не проблема.
Беда с эскалаторами
1 сентября должен был состояться вторичный запуск пересадочных эскалаторов на станциях “Спасская”, “Садовая” и “Сенная”. Но этого не произошло. В пресс-службе Петербургского метрополитена пояснили, что ответственность за ввод в строй эскалаторов лежит на их изготовителе – заводе “Универсалмаш”, являющемся дочерним предприятием Кировского завода. На заводе в свою очередь сообщили, что ремонт эскалаторов закончен, сейчас проходит их обкатка, а она должна проводиться тщательно, чтобы нештатные ситуации не возникали впредь.
Пока даны четкие обещания, что переходы заработают к концу года, то есть через 9 месяцев после поломки. К сожалению, это не единственная проблема пересадочного узла: для пользователей фиолетовой ветки закрыли пересадку со станции “Садовая” на “Сенную площадь”. Теперь для того, чтобы попасть с фиолетовой ветки на желтую, требуется зайти на синюю, а для попадания с фиолетовой на синюю, топать через желтую. Эскалатор “Универсалмаша” здесь тоже работал на подъем, и его отозвали на завод.
Напомним, что основная проблема новых подъемников – “складывание” ленты – и весной она стала причиной травмы у одной пассажирки. На спуск эскалаторы “Универсалмаша” работают хорошо, поэтому их закрывать не стали.
ЗАО “Завод “Универсалмаш”” уже наказали, не допустив до участия в конкурсе на поставку эскалаторов для станции “Международная”. В конкурсе приняли участие старейшее эскалаторное предприятие Петербурга – ЗАО “ЭЛЭС” и Крюковский вагоностроительный завод с Украины. “ЭЛЭС” победил.
Но “Универсалмаш” все равно готовится к поставке машин для станции “Нарвская”, тендер на которую выиграл в позапрошлом году. Правда, ширина тамошнего наклонного хода все равно не позволит установить туда 4 эскалатора вместо нынешних трех. Напомним, что преимущество “универсалмашевских” машин заключалось именно в их небольшой ширине. Эти эскалаторы были разработаны для оснащения торговых центров. В конкурсе на “Спасскую” это обстоятельство – четыре эскалатора вместо трех – оказалось решающим.
Еще из проблем – сразу 4 станции Петербургского метрополитена будут работать с ограничениями на вход из-за ремонта эскалаторов. В том числе “Ломоносовская”, которая как раз переживает большой наплыв посетителей из-за ремонта на проспекте Обуховской Обороны.