В Петербурге придумали снегоплавилку в 5 раз дороже прежней

В недрах двух комитетов администрации города «родилось» устройство для борьбы со снегом. На днях детище вывели в свет в «Ленэкспо», на III Международном форуме инноваций. Разработчики питерского ГУП « Экострой» показали предпроектные эскизы плавучей снегоплавильной установки.

        Вмерзший в лед “Эколог”
Прошедшая зима все-таки напугала городских чиновников. Стало ясно, что имеющимися средствами со стихией не справиться. Проблемой было даже найти места для вывоза снега. Самые предприимчивые водители грузовиков придумали сваливать его в реки и каналы, отчего у экологов волосы встали дыбом. Но в целом идея использовать пустующую зимой городскую акваторию правильная. Ее-то и взялись развить разработчики из Комитета по природопользованию и примкнувшие к ним специалисты из Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству.

– В следующем году уже хотим сделать окончательный проект и первый опытный образец установки “Эколог-1”, сейчас пока готовы только чертежи компоновки и проведены необходимые расчеты, – рассказал главный строитель предприятия “Экострой” Владимир Федоров.

Планируется, что агрегат будет плавучим. По воде осенью, уже после завершения навигации, но до образования льда, на буксире его отбуксируют к месту зимней стоянки. Там конструкция должна будет пришвартоваться и ждать, когда же выпадет снег, который нужно переплавить. Снегоплавилку хотят сделать разделяющейся на две части для маневренности на крутых поворотах водных путей.

– Конкретно с местом будем определяться в зависимости от потребностей территорий, – поясняет Владимир Федоров. – Видимо, особенно востребована установка будет в центре города, так как там бывает сложно вывозить снег грузовиками к стационарным площадкам, большие машины подолгу простаивают в пробках, да и сами их подчас образуют из-за неповоротливости.

Вот только если зима окажется малоснежной, то вмерзший в лед “Эколог” будет уже с места не сдвинуть, и ему придется довольствоваться редкими самосвалами со снегом. Но остается надеяться на синоптиков, которые должны заранее предсказать, чего ждать зимой.

В 4 раза эффективнее, в 5 раз дороже
– Грузовики будут подвозить собранный на улицах снег к воде и сваливать его в специальный отсек установки, – описывает принцип взаимодействия с коммунальщиками Федоров.

В отсеках снег будет плавиться. За это отвечают газовые горелки. Поэтому нужно, чтобы неподалеку от места стоянки был газопровод. Еще нужны электричество и глубина у берега не менее 1,5 метров. Последнее условие несколько осложняет дело – ведь даже на Неве у самого берега часто глубина всего по колено, так что вплотную к набережной установка подплыть вряд ли сможет. И еще одна проблема – гранитные и металлические ограждения. Этой зимой, незаконно сваливая снег в канал Грибоедова, грузовики умудрились сломать чугунную решетку. Но разработчики уверяют, что уже подумали над этим вопросом, и обещают, что для грузовиков еще с осени будут делаться пандусы. Заезжая на них, машины смогут выгружать снег так, что не заденут парапетов.

Установка может принимать снег с обоих бортов, с трех самосвалов один за другим (только не одновременно, чтобы плавучая снегоплавилка не перевернулась). Песок и камни будут отсеиваться на решетках в специальные контейнеры. А далее разработчики предполагают два варианта утилизации талой воды.

– Сейчас основной планируемый способ – это слив ее в городскую ливневую канализацию с проведением предварительной очистки от нефтепродуктов, механических примесей и до степени, позволяющей слив в ливневку, – поясняет Владимир Федоров.

Но по желанию заказчиков на установку можно поставить дополнительную систему очистки. Тогда талая вода будет очищаться полностью и тут же сливаться прямо в реку, не отравляя экосистему.

– Уже следующей зимой мы планируем опробовать установку в деле. И если все пройдет удачно, то еще через год снегоплавилки можно будет увидеть в центре Петербурга. Надеемся, что они заинтересуют городские власти и их закупят несколько штук. А окупятся они всего за три года, – обещает Федоров.

Так что еще две зимы Петербургу придется обходиться иностранными устройствами. Хотя, может, оно и к лучшему. Петербургский агрегат, хоть и выгодно использует пустующие зимой реки и каналы, но стоит почти в 5 раз (!) дороже иностранных снегоплавилок, которые нынешней зимой нещадно критиковались общественностью за свою дороговизну. А, с другой стороны, у “Эколога” производительность в 4 раза выше. Теперь главное, чтобы в 2013 году снега побольше выпало!

Сравните:
Питерская снегоплавилка “Эколог-1”
Цена (включая строительство первого образца) – 59 миллионов 160 тысяч рублей
Производительность – не менее 240 кубометров в час
Работает на газе

Канадские снегоплавильные машины, купленные городом в 2008 году
Цена – от 12 до 15 миллионов рублей
Производительность – 60 кубометров в час
Работают на солярке

Кстати
Можешь сделать лучше? Сделай!
Возможно, изобретение петербургских специалистов и кажется кому-то слишком дорогим, громоздким или просто странным. Но не торопитесь ругать это чудо техники. Лучше предложите свое решение проблемы уборки города. Еще в августе Валентина Матвиенко объявила об учреждении премии за лучший инновационный проект борьбы со снегом и сосульками. Победитель, представивший лучшую идею, получит миллион рублей. За второе место обещали 700 тысяч, за третье – 300 тысяч. Официально Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли объявит о начале конкурса в середине ноября. А уже концу года определят победителей. Любой петербуржец может высказать свое инновационное предложение.