Легко ли ездить по железной дороге с электронным билетом

РЖД, изучив опыт авиакомпаний, решило дать и своим пассажирам возможность купить билет через интернет. Вроде все просто: регистрируешься на сайте, выбираешь нужный рейс, оплачиваешь и едешь. Но пассажиры почему-то все так же покупают билеты в кассах: одни не знают о нововведении, другие опасаются.

               Система работает с 1 июня 2009 года. Причем она не является заимствованием из Европы, утверждает начальник пресс-службы РЖД Дмитрий Перцев, а разработана в России.

Электронное обслуживание включает в себя электронный билет и электронную регистрацию. Электронный билет можно купить в абсолютно любую точку России и некоторые страны СНГ. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте РЖД, оформить заказ и оплатить его банковской картой.

Купить электронный билет можно и с помощью терминалов QIWI (на его экране постоянно выскакивает оранжевое существо – якобы птица киви), которые стоят в разных развлекательных комплексах и  магазинах (всего 100 тысяч по России, как уверяет РЖД). Но терминал берет комиссию (“оплата за услуги”) в размере примерно 20% от стоимости билета.

Сам электронный билет не является проездным документом – его нужно обменять на обычный бумажный билет в кассе или терминале на вокзале. А чтобы не стоять потом с этим электронным билетом в очереди на вокзале, нужно пройти электронную регистрацию в интернете или в терминале QIWI. При ее наличии вас должны пустить в вагон по паспорту (или другому документу, по которому была оформлена регистрация). У проводника на руках должен иметься список пассажиров с электронной регистрацией.

На практике все работает немного иначе. О личном опыте нам рассказал Алексей: “На работе мне купили билет с электронной регистрацией на ночной поезд “Санкт-Петербург – Москва”. Мне выдали бланк заказа, сказав, что больше ничего получать не нужно – только подойти к проводнику и предъявить паспорт. Я на всякий случай зашел на сайт: да, действительно, там так и написано, что с регистрацией можно пройти в вагон по паспорту. При этом даже бланк заказа не нужен, но его рекомендуют все-таки брать с собой.

Когда я подошел к поезду, меня развернули: сказали, что нужно получить билет в кассе или терминале. Слава богу, у меня было еще 20 минут до отправления поезда, иначе бы я не успел, поскольку долго искал кассовый зал. В кассовом зале стоят терминалы, у терминалов – очередь. Словом, все эти 20 минут я потратил на получение билета – но успел. Приди я немного позже, думаю, поезд уехал бы без меня. Я знаю, что на “Сапсанах” эта система хорошо работает. А вот на ночных поездах почему-то нет”.
Такова была ситуация с посадкой в сентябре. Когда месяц спустя Алексей воспользовался электронной регистрацией на тот же поезд, все прошло гладко: у проводника на руках был список пассажиров с регистрацией (в списке был только один пассажир), и, кроме паспорта, он действительно ничего не потребовал.

Мы обратились к консультантам РЖД, чтобы узнать, как на самом деле все должно работать. Оказалось, что электронную регистрацию можно получить не на каждый рейс (в отличие от электронного билета). Возможна ли регистрация на тот или иной поезд, должно быть указано на сайте РЖД. Я выбрала себе рейс “Санкт-Петербург – Мурманск”, позвонила в справочную. Мне сказали: да, регистрация возможна. Как именно на сайте обозначена возможность или невозможность регистрации, мне объяснить не смогли, лишь посоветовали: “Посмотрите на сайте повнимательнее”. Я посмотрела – ничего не нашла.

Как объяснил мне начальник пресс-службы РЖД Дмитрий Перцев, на сайте данные о регистрации все же есть: “как только вы закажете и оплатите электронный билет, вам предложат пройти электронную регистрацию, если она возможна”. Перцев также предположил, что в будущем, возможно, число рейсов увеличится и с электронной регистрацией можно будет попасть почти на любой поезд: “Первоначально система вообще была сильно ограничена и действовала только на ряд поездов. Сегодня она работает уже на 200 маршрутов”.

Итак, сейчас электронная регистрация возможна, как объясняет РЖД, со станций начала маршрута следования поезда, а также c промежуточных станций, расположенных не более чем в 4 часах следования поезда от начальной станции маршрута. Причем эти два правила действуют только для поездов с нумерацией от 001 до 199, да и то с ограничениями, понятными только работникам РЖД.
Объяснить, почему действие регистрации ограничено 4 часами, в РЖЖ нам не смогли, но предположили, что это связано с техническими возможностями системы. В целом же, как отметил Дмитрий Перцев, система работает хорошо и очень востребована среди пассажиров – каких рейсов, он не уточнил.