Как изменит нашу жизнь новый закон «Об обязательном медицинском страховании»

1 января мы начнем жить по новому закону «Об обязательном медицинском страховании в РФ». Несмотря на то что его проект принят Госдумой только в первом чтении, страховые компании, работающие в системе ОМС, уже готовятся к новому режиму работы. Они уверены, что кардинальных изменений ждать не стоит. А чего стоит ждать? На этот вопрос Online812 отвечает исполнительный директор страховой медицинской компании «РЕСО-Мед» Федор МИХАЙЛОВ.

             – Действительно ли мы получим реальную систему страхования, обещанную и президентом страны, и премьером?
– Судя по тем разъяснениям, что дает Минздравсоцразвития, вряд ли. А для петербуржцев вообще мало что изменится, потому что в большинстве случаев новые нормы закона – это нормы старого, не исполнявшиеся во многих регионах. В нашем – они давно уже работают. Минздравсоцразвития хочет понятной бюджетной стабильности и единообразия, а не прямой конкуренции среди страховых компаний и среди медицинских организаций.

– Что изменится для обычного пациента с 1 января?
– Кардинально – ничего. В дальнейшем да, каждый сам будет выбирать страховую компанию. Однако поменять ее на следующий год можно и сейчас по старой схеме. Для этого до 14 декабря неработающее население и до 19 декабря – работодатели должны выбрать страховую компанию. А с нового года система выдачи полисов станет двухэтапной – в день обращения заявитель получит временный бумажный полис, а через два месяца – пластиковый, на который будут занесены все его персональные данные (в заявлении потребуется указать больше сведений о себе, чем требуется сейчас). Их проверят и занесут в общий регистр. Этот процесс и его результат – единый полис – пожалуй, главное, что предлагает этот закон.

– Осталось всего два месяца. Все срочно должны бежать в пункты выдачи полисов?
– Предполагается, что еще три года старые полисы будут действительны. Если до середины декабря мы не делаем выбор, значит, остаемся в той компании, в которой получали полис раньше. Но у страховщиков работы будет много.

– В “РЕСО-Мед” – несколько пунктов выдачи полисов, почему и вы ждете аврала?
– Мы как раз не ждем. Во-первых, потому что пунктов и операторов у нас достаточно, во-вторых, мы организуем подачу заявлений через интернет, чтобы помочь гражданам сэкономить время. Вообще, учитывая возможности компьютеризации, можно избавить пациентов от очередей. Например, сейчас созданы call-центры для записи к врачам поликлиник по телефону или через интернет – все контакты можно увидеть на нашем сайте (www.reso-med.ru). Воспользоваться ими может любой петербуржец.

– Странно, что коммерческие компании будут обладателями огромных баз данных с исчерпывающими конфиденциальными сведениями.
– Именно поэтому страховые компании, в которых больше 100 тысяч клиентов, в соответствии с законом “О персональных данных” должны аттестовать свои информационные системы. Две компании уже получили аттестаты соответствия, в том числе “РЕСО-мед”. 

– Нам обещают, что и условная “стоимость” полиса со следующего года будет другой. Вместо сегодняшних 3 тысяч рублей на человека – 10 тысяч.
– Это игра чисел. Бюджет городского Фонда ОМС в этом году составлял 23 млрд рублей. На следующий год запланировано 27 млрд рублей. А озвученная сумма в 10 тысяч рублей подразумевает, что в нее включены и средства на переоснащение отрасли – те самые запланированные 460 млрд рублей, которые Минздрав получит за счет увеличения налогов.

– Значит, напрасно ждали частные клиники объективного расчета тарифов на оказание медуслуг, чтобы войти в систему ОМС?
– Да, пока полноценного ценообразования услуг не произошло. Городской бюджет по-прежнему будет финансировать капитальный ремонт, информатизацию и закупку оборудования. И все же мы в системе ОМС заключили договоры на оказание медицинской помощи нашим пациентам в ряде известных коммерческих клиник. Но мощности их ограничены, а значит, и пользоваться их услугами смогут те, кто раньше к ним прикрепился.

– Нам обещали свободу выбора по новому закону, а вы говорите о прикреплении к клинике. Снова мы должны “выбирать” клинику по месту жительства? Уже сейчас ваша компания предоставляет выбор медучреждения своим застрахованным: они писали заявление и могли обращаться к врачу в ту клинику, в которую удобно
.
– Что касается квартирной помощи, то ее принцип – вызов врача из ближайшей поликлиники – остается. В плановой помощи выбор действительно будет, но, как и выбор страховой компании, – один раз в году. А в рамках эксперимента, о котором вы говорите, мы разрешали застрахованным самим выбирать, где лечиться, то есть менять медучреждение столько раз, сколько требуется, хоть каждый месяц.

– Какой компании отдать предпочтение при самостоятельном выборе, многие крепко задумаются. По каким критериям следует оценивать страховую медицинскую компанию?
– Если бы мне пришлось выбирать, я бы опросил знакомых – владельцев полисов разных компаний, – не возникало ли у них проблем с получением помощи. А главное – поинтересовался бы в медицинском учреждении, в котором хотел бы лечиться, – каковы взаимоотношения у них с той или иной страховой компанией. Полис должен стать документом, который помогает получить медицинскую помощь быстро и на хорошем уровне. Если он, наоборот, создает проблемы, то грош ему цена.