Каким будет поколение, выросшее в путинскую эпоху?

Какой будет Россия в 2020-х гг.? Один из главных факторов развития страны в долгосрочной перспективе — это смена поколений лидеров. Как бы ни стремились удержаться у власти сегодняшние политики, на смену им рано или поздно придет другое поколение — тех, кто вырос в «тучные нулевые» и знает и о СССР, и о «лихих девяностых» по телепередачам Первого канала и учебникам истории. Каковы ценности этого поколения? Куда поведут страну его представители?

     На смену точно названному Пелевиным поколению перемен — Generation П — в 2020 гг. придет поколение нулевых — поколение Н. Скорее всего, в России поколение Н будет вовсе не мобильным, инноваторским и быстрорастущим поколением Next или поколением Net, как в развитых странах, а поколением низкого экономического роста, слишком полагающимся на государство.

Социальная психология утверждает, что для формирования личности наиболее важен возраст от 18 до 25 лет. Поэтому именно те, кому в 2020-х гг. будет 38-45 лет, как раз и сформировались как личности в путинской России.

Насколько совпадение периода формирования личности этого поколения с десятилетним периодом высокого роста благосостояния окажет влияние на ценности этого поколения в долгосрочной перспективе? Многие экономисты считают, что ценности, социальные нормы и культура в целом изменяются очень медленно, а сравнительно краткосрочные макроэкономические факторы оказывают лишь незначительное влияние. Однако недавнее исследование Паолы Джулиано из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе и Антонио Спилимберго из МВФ показывает, что традиционное мнение о независимости ценностей от макроэкономических условий неверно. Авторы проводят тщательный эмпирический анализ, рассматривая не просто различия между поколениями, но и различия внутри поколений. Именно такие различия позволяют изучить влияние краткосрочных макроэкономических факторов, как, например, рецессия, на ценности. Дело в том, что американский опрос General Social Survey (опрос репрезентативной выборки американцев, который проводится с 1972 г.) позволяет выяснить, где именно тот или иной участник опроса провел свою юность.

Джулиано и Спилимберго учитывают тот факт, что разные части США даже в одном и том же году существенно отличались с точки зрения стадии делового цикла. Например, некоторые рецессии носили региональный характер, а в других случаях одни регионы выходили из рецессии раньше других. Авторы исследования показывают, что существует значительная разница между ценностями американцев, сформировавшихся как личность во время рецессии, и тех, кто вырос в “хорошие” годы. Более того, результаты исследования показывают, что влияние макроэкономических факторов важно, даже если учесть влияние идеологии. Поэтому можно ожидать, что бум нулевых годов в России также значительно скажется на ценностях поколения Н.

Какими же будут ценности этого поколения? Наиболее очевидная параллель — это послевоенная Франция (которая, кстати, находилась в 1950-х на том же уровне развития, что и Россия в нулевых). Экономисты Августин Ландьер и Давид Тесмар в книге “Le Grand Méchant Marché” пишут о причинах того, почему современные французы настолько негативно относятся к свободному рынку и считают необходимым значительное вмешательство государства в экономику. Они объясняют этот факт “ошибкой атрибуции”. Период послевоенного роста во Франции совпал с увеличением роли государства в экономике. Этот рост был, скорее всего, вызван совсем другими причинами, например обычным восстановлением экономики с “низкого старта” после войны, а вовсе не особой эффективностью государства. Тем не менее поколение французов, выросшее в это время, считает именно государство ответственным за быстрый рост. Так и поколение Н в России сформировалось в годы, когда увеличение роли государства, сворачивание экономических реформ и значительное уменьшение свобод совпало с быстрым ростом экономики, во многом вызванным восстановлением после кризиса 1998 г. и ростом мировых цен на сырье. Именно “ошибка атрибуции” приводит к тому, что это поколение считает “сильное государство” ответственным за экономический рост, а реформы и демократию ассоциирует с “лихими девяностыми”.

Экономисты исследуют социальные предпочтения и ценности не просто ради академического интереса. Ценности предопределяют место государства в экономике, уровень налогообложения и перераспределения доходов — и, следовательно, темпы экономического роста. Целый ряд работ объясняют именно ценностями ключевые различия между “американской” и “европейской” моделями капитализма. В Европе большинство считает, что бедные — это в основном те, кому не повезло в жизни. Поэтому общество голосует за высокие налоги, высокий уровень перераспределения и большие госрасходы. В такой экономике от индивидуума действительно зависит не так много, как в Америке. В Америке большинство считает, что бедные должны (и могут!) сами справиться со своими проблемами. Следовательно, нужны низкие налоги. Но при низких налогах благосостояние индивида действительно сильнее зависит именно от его усилий. Таким образом, возникает два устойчивых равновесия: “европейское” (с коллективистскими ценностями, сравнительно высокими налогами, низким неравенством и низкими темпами экономического роста) и “американское” (с индивидуалистскими ценностями, сравнительно низкими налогами, высоким неравенством и высокими темпами экономического роста).

Многочисленные опросы (как внутрироссийские, так и международные) показывают, что поколение Н в большей степени (чем россияне среднего возраста) доверяет государству, с большей симпатией вспоминает о Советском Союзе и отрицательно относится к рыночным реформам. Молодые россияне и доверяют государству, и выступают за перераспределение. Апрельский опрос “Поколение Y: социальный портрет современной молодежи 18-25 лет”, проведенный фондом “Общественное мнение”, называет молодежь “золотым кадровым резервом” действующей власти: 75% молодых (18-25-летних) россиян оценивают работу президента как хорошую (против 68% среди населения старше 25 лет); 82% молодежи указали, что глава правительства Владимир Путин работает на своем посту хорошо (против 75% среди населения старше 25 лет); респонденты 18-25 лет высоко оценивают работу правительства России: 50% положительных ответов (среди населения старше 25 лет — 43%). А первой тройкой “работодателей мечты”, по данным опросам ФОМ, молодежь считает “Газпром”, администрацию президента и МВД. Судя по ценностям поколения Н, Россия 2020-х гг. выберет “европейскую модель” с высокими госрасходами и налогами и низким темпом экономического роста. Проблема лишь в том, что с такими ценностями и с такой моделью развития (особенно учитывая качество российского государства) шансы сократить отставание от развитых, в том числе европейских, стран очень малы. А риски остаться далеко позади поколения Next — огромны.        

vedomosti.ru
, фотография с сайта omskpress.ru