Сенсацией стало объявление о том, что 10-я европейская биеннале современного искусства Манифеста состоится в Петербурге, причем его основной площадкой будет восточное крыло Главного штаба.
Хотя разговоры о возможности проведения юбилейной Манифесты в Петербурге ходили с начала года, большинство всерьез не верили. Причина заложена в природе Манифесты. Это кочующее биеннале, созданное 20 лет назад по инициативе левых (в классическом смысле) философов и кураторов с целью показывать не звезд, а молодых нераскрученных художников. Причем тех, кого интересуют социальные проблемы, а не продвижение на арт-рынке.
Биеннале порождено идеологией Евросоюза, показывает проблемы объединенной Европы, что не мешает приглашать художников со всего света. Идея кочевья состоит в том, чтобы художники языком современного искусства высказались про старые (локальные) и новые (понятные в теории любому зрителю) проблемы города или региона. С каждым разом выбирались места все дальше от привычных центров современного искусства. Последние два выпуска Манифесты – восьмая и девятая состоялись соответственно в испанской провинции Мурсия (2010) и в бельгийском Генке (2012). Мурсия дает до 10% мирового экспорта апельсинов, но сильно зависит от мировых цен на цитрусовые. В Генке почти весь ХХ век добывали уголь, а когда шахты закрыли, город начал трудные поиски своего места под солнцем.
Манифеста-9 стала одним из лучших проектов последних лет. Выставка начиналась историческим разделом с черными от угольной пыли трудовыми книжками детей и завершалась художественными исследованиями о том, как китайский ширпотреб завоевал рынки Африки и Латинской Америки.
И вдруг Петербург. С одной стороны, его не назовешь малоизвестным для европейца. С другой, какие-такие наши проблемы могут быть ему интересны, а главное, понятны. Местные законы? Вряд ли. Массовая миграция из Азии? Теплее, но прошлое Европы – иное.
Ответ на вопрос: почему в Петербурге, следует искать в совпадении интересов. Не секрет, что экономический кризис больно ударил по западным культурным институтам, привел к закрытию многих программ, в частности, по поддержке молодых художников. Потребовался серьезный финансовый партнер, бюджет Манифесты как и любое биеннале такого уровня – это несколько миллионов евро. В 2010 году Манифесту планировали провести в Гданьске и посвятить 30-летию движения “Солидарность”. Но у поляков не хватило денег. Готовность властей поддержать проект финансами всегда важный аргумент в принятии решения о месте проведения Манифесты.
Вице-губернатор Василий Кичеджи обещал поддержку от Петербурга. В свою очередь, Петербург получает престижный европейский проект, который позволит говорить о культурной столичности, не только в антикварном смысле. Для Эрмитажа Манифеста становится частью программы к 250-летию музея, что лучше персональной выставки любого ныне живущего художника.
Опрошенные нами эксперты воздерживаются от оценок, какой будет петербургское издание Манифесты. Тем более, что не названо имя ключевой фигуры – главного куратора. Организаторы обещают объявить его в течение марта. Опыт Московских биеннале показывает, что у нас приглашают кураторов, готовых идти на компромиссы.
Но главная проблема не в том, что куратор окажется твердым орешком, привезет много западного искусства (по традициям всех биеннале в основном проекте своих должно быть не более 15%) и оно не понравится борцам с Чепменами.
Больной вопрос – кто пойдет смотреть такое количество современного искусства, мрачные объекты, длинные видео, требующие времени и усилий? Недавно Михаил Пиотровский оценил количество интересантов современного искусства в Петербурге в 15 тысяч человек. Если и ошибся, то ненамного. Для справки: Манифесту-9 в Генке за 4 месяца посетили 100 тысяч. Конечно, там были не только бельгийцы. Выход один: безвизовый режим для купивших билет на Манифесту-10.
Вадим ШУВАЛОВ, фото saabnet.ru