Ленинградская АЭС устоит даже при 7-балльном землетрясении, – уверяют специалисты по атомной энергетике. Одновременно сейсмологи говорят – серьезное землетрясение в наших широтах возможно.
Проблема атомной станции “Фукусима-1” заключалась не в отсутствии полноценных систем безопасности, а в том, что они последовательно вышли из строя. Еще одно ее отличие от российских станций – там работала активная система безопасности (подкачка воды), а на Ленинградской АЭС их две – активная и пассивная. Сейчас разработчики АЭС – НИПКИ “Атомэнергопроект” – гарантируют, что землетрясение в 7 баллов ЛАЭС выдержит.
Три кита защиты АЭС – это система локализации расплава частей реактора, система пассивного отвода тепла от защитной оболочки и система пассивного отведения водорода. Специалисты уверяют, что при любом раскладе ЛАЭС способна работать в аварийном режиме в течение 72 часов, пока не закончится вода в резервуарах. Но этих 72 часов с лихвой хватить, чтобы восполнить запас.
– Реакторы на ЛАЭС имеют две защитные оболочки: внутренняя оберегает от выброса вредных веществ в атмосферу, внешняя – от каких-то сторонних воздействий, – рассказал замдиректора по проектированию и науке “Атомэнергопроекта” Владимир Безлепкин. – Внешняя рассчитана на землетрясения и другие сейсмические опасности, в частности, падение самолета. Небольшого. Самый большой “Боинг” может весить 400 тонн, а наша оболочка рассчитана на 25 тонн. Но, во-первых, пассажирские самолеты не летают над АЭС – это специально учитывалось, во-вторых, если даже самолет захватят террористы и поведут на АЭС, они не смогут пилотировать его как истребитель и направить точно на реактор. К тому же у нас есть еще способы остановить самолет, если есть сведения, что он несет явную опасность.
– А где гарантия, что тигель с теплообменниками не прогорит и бетонная плита, на которой стоит реактор, не разрушится?
– Плита при воздействии такого агрессивного материала, как оксид урана, разумеется, подвергается эрозии, но мгновенно разрушиться не может. По крайней мере, пока идет этот процесс, у нас будет время, чтобы определить локализацию утечки и место возможного попадания ее в окружающую среду. В тигле находится так называемый жертвенный материал – керамика, который примет на себя основной заряд тепловой энергии.
– То есть наша АЭС совершеннее, чем японская?
– И ЛАЭС, и “Фукусима” относятся к атомным станциям второго поколения. В отличие от более ранних, тут реактор имеет защитную оболочку и многоканальную систему безопасности. АЭС третьего поколения только одна – в Китае – будет запущена в 2013 году.
Сейсмологи уверяют, что землетрясения в Северо-Западном регионе – явление вполне возможное, и раскопки палеосейсмологов это подтверждают. Как отметил ассистент кафедры динамической и исторической геологии геологического факультета СПбГУ Михаил Шитов, сейсмические события отмечались в юго-восточном Приладожье, в регионе от Нижне-Свирской ГЭС до реки Оять и в районе реки Бурная, соединяющей Ладогу и Суходольское озеро. По геологическим меткам – грибовидным внедрениям песка в глину – можно сделать вывод о 6-балльном землетрясении 7 – 8 тысяч лет назад.
– К сожалению, опасность землетрясений и их воздействие на города недооценивают во всем мире, а не только в России, – отмечает завсектором сейсмологии Лаборатории радиоастрометрии и геодинамики ГАО РАН Белла Ассиновская. – В Японии самым страшным до сих пор считается землетрясение в Кобе в 1995 году, а ведь там мощность составила не более 6 баллов. То же можно сказать про Гаити 2010 года и наш Нефтегорск 1995-го. Опасность сейсмозоны складывается из магнитуды, повторяемости и грунтовых условий. Исходя из этих обстоятельств, надо принимать решения о том, какие объекты – жилые и промышленные – можно строить в этом районе. В Японии самым сейсмоопасным считается юг острова Хонсю, как раз там, где Кобе, а последнее землетрясение произошло в центральной части.