Петербург встретит Новый год с рекордным дефицитом бюджета

Смольный признался, что в следующем году городу для счастливой жизни не хватит 25 миллиардов рублей. Причина – экономическая стагнация. Городские власти уверяют, уже в 2012 году в Петербурге дефицита бюджета не будет. На чем основан этот долгосрочный макроэкономический оптимизм – не очень понятно, потому что даже в правительстве РФ не считают, что кризис отступил.

       Новый год город будет встречать с рекордным дефицитом бюджета  –  25 миллиардов рублей казне не хватало в последний раз при мэре Анатолии Собчаке 15 лет назад. Дефицит бюджета текущего года в размере 50 миллиардов рублей оказался техническим. Его профинансировали почти целиком за счет доходов 2009 года и обещают обойтись без больших займов.

Но в 2011 году дефицит уже, судя по прогнозам Смольного, будет реальным. При желании можно было бы найти вину в этом городских властей – сказать, что они раздувают расходы там, где их можно смело порезать. Но если с карандашом и лупой исследовать проект бюджета (см. таблицу), то приходишь к выводу, что резать-то особенно нечего: почти все траты – это социальная сфера и адресная инвестиционная программа. А именно эти статьи расходов чиновники сокращать не хотят: они говорят, что и так порезали все, что можно, и все равно расходов получилось больше, чем доходов.
Чиновники считают, что в 2011 году могут позволить себе занять недостающие 25 миллиардов рублей – и впоследствии обслуживать долг, выплачивая проценты. Москва, заметим, занимает вдвое больше – в 2010 году до 55 миллиардов рублей. Банкиры радуются – Петербург обещает занимать через облигации, инвесторы будут ими торговать и заработают как на обороте, так и на размещении.

Вице-губернатор Осеевский обещает, что уже через год года таких огромных займов уже не будет – в 2012 году город возьмет в долг только 7 миллиардов.

С 2005 года Смольный не занимал денег на рынке, объясняя это “консервативной финансовой поликой” –  за долги придется расплачиваться в будущем, а для инвестиций лучше заключать договора государственно-частного партнерства. Сейчас у большинства возможных частных партнеров желание участвовать в государственных проектах поубавилось по той же причине, по которым доходы городского бюджета растут почти незаметно (с 329 млрд в текущем году до 345 млрд в следующем) – из-за экономической стагнации.

По оценке министра финансов Алексея Кудрина (6 октября, выступление в Совете Федерации) в 2010 году рост ВВП прогнозируется на уровне 4%, в 2011 году – 4,2%, в 2012 году – 3,9%, в 2013 году – 4,5%. То есть рост будет, а ускорения темпов роста – нет. Можно смело говорить, что динамика наполнения петербургской казны будет повторять динамику роста экономики России. И в связи с этим  непонятно, почему городские власти закладывают такие существенные темпы роста доходов  – 376 миллиарда в 2012 году и 415  миллиарда в 2013-м.

Кудрин, да и другие чиновники и аналитики говорят, что цена нефти (главная причина всего в России) практически достигла своего потолка, и только после 2013 года страна может “выйти на 7 – 8 процентов роста ВВП”. И то “если успеем за 3 – 4 года подготовить, создать и усилить новые факторы роста”. Если не успеем   – “будем иметь более медленные темпы роста”. А городские власти, как видно из долгосрочного бюджетного прогноза, ждут куда больших темпов.

При этом в Смольном признают, что роста нефтегазовых доходов от зарегистрированных в городе компаний ждать не приходится – они будут на уровне 2008 года, или 23 миллиарда рублей. Кроме того, с 2011 года город ежегодно будет терять 8 – 10 миллиардов рублей налога на прибыль из-за того, что взносы в страховые социальные фонды вырастают с 1 января с 26 до 34 процентов. Городская казна потеряет и на сокращении доли акцизов, которые нужно платить в бюджеты субъектов Федерации, а также ряда других налоговых нововведений.         

Бюджеты Петербурга 2008 – 2013 годов

Наименование 2008
2009 2010 2011 2012 2013 2011/2010
отчет отчет бюджет проект бюджета плановый период  
доходы 339 316 329 345 376 415 1,05
расходы 356 322 379 370 383 415 0,98
дефицит (-) -17 -7 -50 -25 -7,1 -0,1 0,50
источники финансирования дефицита бюджета 17 7 50 25 1,1 0,1 -0,50
в том числе              
– увеличение долга -4,5 1,6 19,0 25,0 7,0 0,0 1,32
– использование остатков бюджетных средств 22,7 5,5 35,1        

По данным Комитета финансов СПб

Наиболее значимые объемы ассигнований в 2011 году предусмотрены по следующим отраслям:
•    образование – 68 млрд руб. (18,4% );
•    здравоохранение, физическая культура и спорт – 68 млрд руб. (18,4%);
•    жилищно-коммунальное хозяйство – 53 млрд руб. (14,4% );
•    социальная политика – 41 млрд руб. (11,2%);
•    дорожное хозяйство – 34 млрд руб. (9,1%);
•    транспорт – 22 млрд руб. (6%).