15-летний Алеша Богданов из поселка Красный Бор попал под колеса «Сапсана» на железнодорожной станции Поповка (в 20 километрах от Петербурга) в апреле этого года. Мальчик переходил пути по оборудованному переходу, когда его на огромной скорости сбил поезд. В РЖД тогда сразу заявили: подросток виноват в своей гибели сам, нарушил правила безопасности, слишком близко оказавшись с «Сапсаном».
Хотя о безопасности не побеспокоилась сама железная дорога. Достоверно известно, что в тот роковой вечер на станции было отключено электричество, не работали ни световая, ни звуковая сигнализация, а охрана почему-то гуляла далеко от перехода.
Мещанский суд города Москвы принял беспрецедентное решение, обязав РЖД выплатить родителям погибшего ребенка чуть более 178 тысяч рублей – из них 18 тысяч рублей материального ущерба, а также компенсацию вреда в размере 80 тысяч рублей каждому из родителей. Теперь в суды пойдут другие жертвы “Сапсана”, прозванного в народе “Белой смертью”.
– Если честно, я думал, что суд нам откажет, – признался адвокат Игорь Трунов. – Тяжело воевать с такой государственной монополией, как РЖД. Но суд поступил оригинально и удовлетворил наши требования. Но я говорю только о юридической стороне дела, потому что сумма ущерба, который оценил суд, – ужасающе мала. В моей практике были дела по защите прав потребителей в туристической отрасли. Ущерб, к примеру, от предоставления отеля не той звезды, оценивался гораздо выше, чем гибель 15-летнего ребенка.
Защита намерена обжаловать данное судебное решение и потребовать выплаты 40 миллионов рублей компенсации.
– Это должно дисциплинировать РЖД, – уверен Игорь Трунов. – Решение суда обязано повлиять на то, сколько железная дорога будет вкладывать средств в безопасность. Потому что это сумма – 178 тысяч рублей – ничего не решает. Она не обременительна для РЖД. Строить виадук или подземный переход им смысла нет, гораздо проще заплатить смешные деньги за гибель людей.
Родители погибшего мальчика – Игорь и Людмила Богдановы – выслушивали решение Московского суда, не скрывая волнения. Жизнь их после трагедии превратилась в настоящий ад.
– Моя жена не может видеть этот “Сапсан”, – говорит Игорь. – Мы к этой железной дороге даже не подходим. Я все время вспоминаю, как со старшим сыном собирал останки Алеши. По ним ходили люди, не зная, что у них под ногами человек!
По словам мальчишек, на глазах у которых поезд убил Алешу Богданова, подросток не заметил “Сапсан” из-за своего маленького роста — 154 сантиметра. Пропустив электричку на Петербург, он смело шагнул на пути, не думая, что с другой стороны несется еще один поезд. А времени, чтобы увидеть его и отбежать, у мальчика просто не было.
– Мой сын думал, что едет обычный скорый поезд, а не эта молотилка, – говорит отец погибшего ребенка Игорь Богданов.
– Представители РЖД заявили нам, что мальчик сам виноват в своей гибели, потому что он был пьян, – говорит адвокат Игорь Трунов. – Экспертиза останков была очень лихо закручена – в крови мальчика обнаружили 0,4 промилле алкоголя. Но мы доказали суду, что экспертиза была проведена умышленно, так как она сделана была на четвертый день после гибели ребенка, когда уже пошли гнилостные процессы – углеводы в крови начинают бродить, выделяя этиловый спирт, и это цифра может вообще достигать 1,5 промилле.
В суде, кроме всего прочего, были опрошены свидетели, которые подтвердили, что Алеша не был пьян.
Но, тем не менее, следствие отказало в возбуждении уголовного дела против РЖД.
– Следствие было проведено не полно, – считает адвокат Игорь Трунов. – Я уже направил соответствующую жалобу. Единственное, что проверяли, – есть ли состав преступления у машиниста, хотя нужно проверить виновность тех лиц, кто не обеспечил безопасность жителей Поповки. Ведь на станции был отключено электричество, в результате не работали ни звуковая, ни световая сигнализация.
Кстати, в РЖД считают, что суд не признал компанию виновной в трагедии.
– Мы должны выплатить эту сумму как владельцы средства повышенной опасности. Решение не является признанием или непризнанием вины, – заявили в пресс-службе РЖД.