Почему St. Petersburg Open потерял популярность

Еще несколько лет назад традиционный теннисный турнир St. Petersburg Open считался в Петербурге главным спортивным событием года. Актуальным, престижным, модным и рекомендуемым к посещению всем и каждому (включая VIP-персон). Поэтому частые аншлаги на трибунах и ажиотаж вокруг турнира никого не удивляли. В этом году St. Petersburg Open прошел гораздо скромнее.

                  Нельзя сказать, что теннис в России совсем уж вышел из моды. Но яркая обертка поблекла. Не только в Петербурге, но и в Москве, где в рамках Кубка Кремля проходят мужские и женские турниры. В календаре Кубок Кремля и St. Petersburg Open соседствуют, проходят подряд друг за другом. Поэтому их легко сравнивать.

Так вот, соревнования в Петербурге оставили более приятное впечатление, чем Кубок Кремля. Поскольку по сравнению с 2009-м они остались на прежнем уровне практически по всем основным параметрам (организация, состав участников, разве что зрителей в первые дни пришло поменьше), а популярность турнира в столице упала очень значительно. Отставка покровителя Кубка Кремля Юрия Лужкова с поста мэра Москвы породила разговоры о возможных финансовых проблемах и переезде соревнований в Казань. К тому же они оказались крайне неудачно расположенными в женском календаре – за неделю до конца сезона лучшие из лучших предпочитали спокойно готовится к итоговому турниру года или лечить застарелые травмы. Поэтому в столице не увидели не только иностранных звезд самой первой величины, но и своих – Веру Звонареву, Елену Дементьеву, Марию Шарапову, Светлану Кузнецову, Динару Сафину, Надежду Петрову… И на контрасте с недавним славным прошлым потеряли огромную часть зрительской аудитории.

Год назад многие в кулуарах пророчили гибель и St. Petersburg Open. Но ничего такого не произошло, турнир, дебютировавший в календаре в 1995-м, продолжает существовать. Хотя губернатор Петербурга и бывший президент городской федерации тенниса Валентина Матвиенко в последние два года больше не приезжает сюда, как раньше, поиграть с участниками выставочные матчи. Но ее, конечно, по-прежнему всегда ждут и надеются… Кстати, к теннису как таковому Матвиенко не охладела, но участвует в других вип-матчах – например, в конце августа в рамках турнира на Кубок партии “Единая Россия” выиграла на кортах Крестовского острова показательный матч, одолев вместе с председателем теннисного клуба “Елагин остров” Валерием Кораблевым пару губернатора Рязанской области Олега Ковалева и прокурора Ленобласти Сергея Литвиненко.

Не появляются в СКК “Петербургский” и теннисные суперзвезды. Организаторы сейчас уже не пытаются повторять свои подвиги начала века. Когда сумели завлечь в Петербург одну из самых ярких теннисных личностей всех времен и народов американца Андре Агасси, а затем и трехкратного победителя “Ролан Гаррос” бразильца Густаво Куэртена. На этих парней с именем и харизмой публика шла охотно, а на британца Энди Маррея в 2007-м и 2008-м уже не очень. Теперь те, кто не разглядел в Маррее будущую суперзвезду могут кусать локти, двукратный чемпион St. Petersburg Open вряд ли приедет к нам играть в третий раз. И не потому, что ему что-то здесь не понравилось, просто петербургский турнир – не уровень нынешнего Маррея. Он его перерос. Шансов увидеть в городе на Неве мастеров калибра Рафаэля Надаля, Роджера Федерера и Новака Джоковича, находящихся в расцвете сил и зените славы, нет. Ни при каких обстоятельствах. Даже за большие деньги. Причина – низкий (категория “250”) статус St. Petersburg Open в теннисной иерархии.

Все многочисленные теннисные турниры разделены на “Большие шлемы” и категории “1000”, “500” и “250”. Числа означает количество рейтинговых очков, которые можно заработать в случае победы. И то по современной системе подсчета, сколько ни играй, у лидеров мирового тенниса учитываются только два лучших турнира “250” за год. В общем, смысл тратить свои силы, да еще и под занавес сезона, на петербургский турнир у звезд отсутствует.

И это не проблема одного St. Petersburg Open, а проблема почти всех такого рода турниров – от Бухареста до Сантьяго. Состав участников там ничуть не лучше нашего. Повысить категорию при большом желании можно, но для этого дополнительно требуется минимум миллион-два долларов в год.

В прошлом году популярность петербургского турнира едва ли не в одиночку на своих плечах удерживал завершавший карьеру легендарный Марат Сафин, сейчас теннисных корифеев такой харизмы в Петербурге просто не было. Даже традиционный любимец местной публики, двукратный чемпион Михаил Южный на свои первые матчи в 2010-м аншлагов не собирал. Хотя и проводит превосходный сезон – дошел до полуфинала US Open. Входит в десятку лучших теннисистов планеты. Об остальных (за исключением, пожалуй, россиянина Дмитрия Турсунова) и говорить не приходится.

Массовой публике неинтересны иностранные игроки из четвертого, пятого, шестого десятков рейтинга, хотя теннис эти ребята порой показывают очень даже неплохой. Но вот беда все они вместе взятые куда менее популярны, чем один боксер Николай Валуев. Который вместе с теннисистами посетил городскую детскую больницу № 1. По-видимому, Валуеву пора брать в руки ракетку и выходить на корт, тогда ажиотаж вокруг St. Petersburg Open будет обеспечен. Хотя в любом случае лучше даже такой камерный турнир, как сейчас, чем никакого вообще.