30 декабря 1935 года. В вечнозеленых тропических лесах Экваториальной Африки родился Альбер Бернар Бонго.
В 1967 году 32-летний Бонго придет к власти в Габоне и станет самым молодым на планете президентом. В 2009-м он отправится в мир иной, будучи уже самым “долгосидящим” президентом на планете.
По идее, габонцы должны быть вольнолюбивыми. В середине XIX века французы захватили португальский корабль работорговцев. Освобожденные негры основали нынешнюю столицу Габона – Либревилль. По-нашему – Свободная деревня. Земля Габона – невелика, но обильна. Нефтью, марганцем и ураном. Но, как водится, порядка в ней не было. И страна превратилась в обычную французскую колонию.
Габонцы были на редкость законопослушными. Во время II мировой войны в Габон высадились подразделения генерала де Голля. Колониальные войска, набиравшиеся из негров, начали с ними воевать. Они признавали законное, хоть и коллаборационистское правительство Виши. Де Голль для них был смутьяном и экстремистом.
Но потихонечку Черный континент поднялся с колен, и Габон обрел независимость. И президента, наделенного – в духе африканских традиций – практически неограниченной властью. И – в духе европейских традиций – парламент, не наделенный – в духе африканских – совсем ничем. В парламент, среди прочих достойных людей, избрался приятель президента. А помогал ему избираться молодой лейтенант Бонго. Чем-то он президенту приглянулся и через два года стал главой президентской администрации.
Тут в Габоне произошел военный переворот. Его устроили четверо офицеров. Они похитили президента Мба и предложили власть лидеру левых Обаме. Но тогда президенты Обамы еще не были в моде, поэтому две роты французов, переброшенные из Сенегала и Конго, в тот же день восстановили статус-кво. Бонго занимал правильную позицию, так что вскоре дорос до вице-президента.
Потом Мба умер, президентом стал Бонго и оставался им почти 42 года.
Жак Ширак называл Бонго мудрецом. Народ называл его отцом. Мы бы назвали его национальным лидером.
Бонго не был кровавым диктатором. Более того, он возглавлял Габонскую демократическую партию. Правда, демократическая партия была единственной. Зато племенных вождей Бонго привлекал на свою сторону, встраивая в габонскую вертикаль власти.
Бонго дал габонцам главное – стабильность и порядок. Вещи, почти несовместимые со словом “Африка”. Но факт остается фактом. Альбер Бернар принял ислам и стал зваться Эль-Хадж Омар Бонго Ондимба. В Габоне мусульмане составляют около одного процента населения, тем не менее никаких волнений это решение не вызвало. Никаких протестов типа “Долой иноверцев”, “Габон для габонцев”, “Сохраним Святой Габон”.
В начале 90-х Бонго даже разрешил многопартийность. Его партия все равно уверенно побеждала на всех выборах. Сам он переизбирался семь раз. Правда, на выборах в Габоне голосует по два миллиона человек. А все население страны, включая грудных младенцев, – полтора миллиона. Но мы-то и не такое видали.
Злопыхатели утверждают, что стабильность в Габоне держится на запасах нефти, а экономика, дескать, носит экспортно-сырьевой характер. Это, конечно, наветы и инсинуации. ВВП на душу населения в Габоне – один из самых высоких в Африке. А 2008-м по этому показателю страна занимала 54-е место в мире. На 53-м расположилась другая страна с якобы экспортно-сырьевой экономикой и не вполне демократической политической системой – Россия. То есть мы с габонцами соседи по духу, традициям, укладу жизни и рейтингу МВФ.
Некоторые злопыхатели до того распоясались, что утверждают, будто в Габоне ВВП не доходит до душ простого населения. И поэтому по уровню доходов на душу Габон занимает уже не 54-е, а 87-е место. Полная ерунда. Россия по доходам тоже не 53-я, а 76-я, но мы же знаем, как о нас заботятся.
Президент Бонго стал рекордсменом не только по количеству лет, проведенных на престоле, но и по количеству недвижимости, приобретенной во Франции. Ему и его родственникам принадлежали 33 объекта недвижимости в Париже и на Лазурном берегу, включая особняк на Елисейских полях стоимостью 18 млн евро. Полагаю, это своеобразная месть угнетенного габонского народа бывшим колонизаторам. Колонизаторы – в свою очередь – огрызаются, беспочвенно подозревая семейство Бонго в какой-то коррупции.
Еще несколько лет назад Габон был озабочен проблемой-2012. Именно в этом году у них должны были состояться президентские выборы. “У меня нет очевидного преемника, – говорил истинный демократ Бонго. – Кто говорит, что смена власти возможна только путем переворота? Я буду баллотироваться в 2012 году, если бог даст мне силы”.
Бог не дал. В июне 2009 года Бонго умер. Президентом стал его сын Али Бен Бонго. Говорят, габонцы ждут перемен, но мы не очень-то в это верим. Какой же дурак предпочтет стабильности иллюзорную демократию, которая к тому же в некоторых странах упорно не приживается…
Глеб Сташков, фотография с сайта africana.ru