Похоже, что крупные чиновники выбрали новую тактику избавления от критики – теперь они делают своим оппонентам предложения, от которых трудно отказаться. Заявление и.о. главы СКП при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина, предложившего депутату Госдумы Александру Хинштейну возглавить управление СКП по Северо-Кавказскому федеральному округу, напоминает инициативу Валентины Матвиенко назначить координатора «Живого города» Юлию Минутину зампредседателя КГИОП. Критиков власти поставили в сложную ситуацию – либо делай сам, раз знаешь, как лучше, либо прекращай ругать.
Журналист Александр Хинштейн прославился в 90-е годы своими публикациями, обличающими, в том числе, высокопоставленных сотрудников СКП. Их словесная перепалка с Александром Бастрыкиным тянется уже два года. Тогда Хинштейн в “Московском комсомольце” опубликовал статью о том, что и.о. главы СКП РФ вместе с супругой еще в 2001 году создал в Чехии ЗАО LAW Bohemia (риэлтерский бизнес), от которого не отказался даже заняв солидный пост на госслужбе. По закону, будучи чиновником, Бастрыкин не имел права оставаться директором и учредителем фирмы.
Статья очень задела исполняющего обязанности, и он назвал нападки Хинштейна “грубой ложью”, поскольку ни он, ни члены его семьи никогда не занимались предпринимательской деятельностью. В ответ на это депутат заявил, что разослал нотариально заверенные копии с выпиской из торгового реестра пражского городского суда о фирме LAW Bohemia и ее владельце Бастрыкине в адрес президента, генпрокурора, директора ФСБ, Совета Федерации и Общественной палаты, и призвал оппонента “судиться или подать в отставку”. Бастрыкин это проигнорировал, и на какое-то время успокоился.
Через год Хинштейн, в том же “Московском комсомольце” написал, что ему стало известно о том, что застреленный в январе 2009 года в Петербурге сотрудник центрального аппарата СКП Дмитрий Марининов являлся членом криминальных структур. Такая публикация, конечно же, снова позлила руководство следственного комитета.
И вот стало известно о том, что Бастрыкин лично предложил депутату-правдорубу сразу две должности в своем ведомстве. Первую вакансию он озвучил прямо на заседании Госдумы накануне принятия закона о Следственном комитете. На обсуждении единорос вел себя, по словам Бастрыкина, вызывающе: Хинштейн “выступил в своей манере, говорил о недостатках, приводил цифры”. Бастрыкин, которому, судя по всему, страшно надоела вся эта критика, предложил: “Александр Евсеевич, вы так много времени уделяете СК – предлагаю вам заняться этим на профессиональной основе”, и пригласил депутата занять место начальника службы собственной безопасности. Предложение, что и говорить, странное. Хотя Хинштейн явно плотно работал со следственными органами (недаром он прославился именно благодаря разоблачительным материалам), но опыта службы в подобной структуре у него просто нет. Как бывший журналист может в одночасье стать большим начальником, тем более в такой закрытой структуре?
Хинштейн отказался, сославшись на то, что статус депутата выше, и он не собирается лишать самого себя полномочий. Подходящим могло бы быть, разве что, место уровня федерального министра. Ход Бастрыкина не удался – депутат нашел достойный предлог отказаться от предложенных полномочий. Однако сдаваться он не собирался и на следующий день через своего пресс-секретаря Владимира Маркина распространил информацию о новом предложении, которое он готов сделать своему оппоненту. “Бастрыкин с огорчением воспринял отказ депутата Александра Хинштейна от предложения занять должность руководителя службы собственной безопасности Следственного комитета, – сообщил пресс-секретарь. – Узнав о том, что единственной причиной отказа является понижение статуса, так как, по мнению Хинштейна, “депутат равен федеральному министру”, Александр Бастрыкин предлагает ему пост своего заместителя, курирующего работу в Северо-Кавказском федеральном округе с дислокацией в указанном регионе, что будет соответствовать нынешнему статусу депутата”.
Ехать из Москвы в Назрань или Махачкалу (вопрос о том, где именно будет располагаться офис управления СКП по Северо-Кавказскому округу, еще не решен) Хинштейну не очень хотелось, поэтому он как можно скорее озвучил журналистам свои требования: “Если это предложение не пиар-ход и не попытка перекупить меня, как одного из самых последовательных критиков СКП и лично господина Бастрыкина, я готов его рассмотреть. Однако для того чтобы эта работа дала результаты, мне требуется ряд гарантий и, в частности, право прямого выхода на руководство страны, минуя председателя СК РФ, для информирования о реальной ситуации в наиболее сложном регионе России, а также в самом СК”. Он добавил, что, несмотря на заявления Маркина о том, что предложение было сделано официально и в письменном виде, о новой вакансии он сам узнал из СМИ.
Ответ главного публичного критика комитета СКП не удивил. “Другой реакции от Хинштейна в Следственном комитете и не ожидали”, – прокомментировал Маркин. Обе стороны остались довольны – Бастрыкин, с одной стороны, эффектно “подколол” своего недруга, который потратил два дня на выдумывание поводов для отказа от сыплющихся на него предложений, а Хинштейн в очередной раз напомнил всем о своей непримиримой позиции. К тому же, в этой перепалке он получил небольшой, но приятный бонус от Кремля, когда Бастрыкину неоднозначно намекнули на то, что “решение о назначении руководителя и заместителей СКП при прокуратуре РФ принимает президент РФ”. Собеседник Газеты.Ru в Кремле сказал, что “недоумение вызвал сам факт предложения работы человеку, у которого нет опыта работы в следственных органах”, к тому же сам Бастрыкин пока является только исполняющим обязанности.