Рождение нового мира тормознули

В среду, 9 сентября, в начале 12-го все более-менее прогрессивное человечество сидело и дрожало, и, даже передвигаясь по городу, продолжало дрожать. Одни волновались потому, что боялись конца света. Другие – в радостном предчувствии, что наконец-то подтвердится наиболее авторитетная теория происхождения вселенной – теория Большого взрыва, а заодно удастся обнаружить предсказанную еще в 1960 году английским физиком Питером Хиггсом элементарную частицу – бозон Хиггса, из которого, возможно, состоит атом. Разочарованы были все.

И только в одном солидарны – остановить бегущего бозона труднее, чем поющего Кобзона. Еще труднее остановить ход научной мысли. Идея строительства т.н. адронного коллайдера – самого большого в мире ускорителя элементарных частиц (названного, что удивительно, не в честь величайшего кинематографиста современности Андрона Кончаловского), возникла в 1984 году. Но еще 10 лет мировое наукоемкое общество тормозило процесс, обсуждая, насколько это опасно. Скептики утверждали, что запуск коллайдера, где протоны и тяжелые ионы (обобщенное название – адроны) ускоряются в момент столкновений (collide – сталкиваться), породит создание небольших черных дыр, которые втянут в себя как минимум планету Земля. И все-таки строительство началось. Решили использовать б/у 27-километровый тоннель в виде бублика, проложенный на глубине 100 м на границе Франции и Щвейцарии. Полый бублик остался от  другого ускорителя. Новый отличался только мощью и управляемостью – 1624 магнита, способных разогнать частицы до почти световой скорости. Но было неясно, останется ли полет протонов управляемым.
Эксперимент 10 сентября удался. Протоны летели куда надо. Удивило одно – жалкое расстояние в 27 километров они преодолели почти за час. Какая ж тут скорость света? Даже велосипедисты на Малой Морской ездят быстрее. Оказалось, ученые поочередно тестировали устойчивость полета частиц в каждом из 8 сегментов коллайдера. Т.е. это не был непрерывный полет – прогонят по 1/8-й, тормознут и т.д. Кроме того, для имитации т.н. Большого взрыва протоны необходимо сталкивать, чтоб получилось лобовое ДТП. В общем, настоящий, полноразмерный запуск в очередной раз отложили из осторожности. На сей раз – до 21 сентября.
Кстати, всемирно известный физик-теоретик Стивен Хокинг из Великобритании заключил пари на 100 долларов по курсу ЦБ на то, что ученые не обнаружат долгожданного бозона. А Жорес Алферов вообще не поставил ни копейки, а только на словах утверждает, что “все это чушь, конца света не будет и черные дыры не образуются”. Он прав, конца света быть не может, потому что, если нынешний мир погибнет, сразу же родится новый. И он наверняка будет получше.   
 

Алексей Орешкин