В Петербурге уже больше месяца продолжается эпопея со сносом «Парнасов» – 4 гаражных кооперативов. В 2007 году администрация расторгла с ними договор аренды, а этой осенью решила снести – инвестор – структура Олега Дерипаски – уже готов заниматься строительством жилого комплекса «Северная Долина» на этом месте. Поскольку гаражники уходить не хотят, а инвестор не хочет, чтобы они оставались, в дело вмешался ОМОН.
Строители начали разрушать “Парнасы” по порядку – сначала первый, потом второй и т.д. Всего кооперативы насчитывают около 8 тысяч гаражей. Во время обороны первых двух “Парнасов” его защитники строили баррикады, дрались с ОМОНом и гастарбайтерами, которых эти гаражи присылали сносить, устраивали автопробеги и пикеты.
Несколько дней назад, когда первые два кооператива уже были в руках строителей, очередь дошла до “Парнаса-3”. Глава защитников и профсоюза владельцев гаражей “Рубеж” Борис Карпов говорит, что оборона уже захваченных кооперативов не сравнится с тем, что развернется на “тройке”. Начал он с того, что укрепил подступы бетонными надолбами и вырыл рвы перед воротами.
В “Парнас-3” я поехал ночью на прошлой неделе – потому что утром его защитники ожидали штурма.
– Прошла информация, что в 8.00 будет попытка захвата территории. Может, конечно, “деза”. Но все наши соберутся часам к 6 – 7. Будет человек 100. Видел на главных воротах бетонные надолбы? Мы еще машинами забаррикадируемся, и все на крыши гаражей вылезем. Так удобнее смотреть – откуда полезут, – поясняет защитник гаражей Владимир.
У восточных ворот “Парнаса-3” копал ров старенький трактор “Беларусь” МТЗ-80. С другой стороны канавы блестели автомобильные шины.
– Пойдешь обратно – осторожно: шины маслом облиты, – предупреждают меня.
– Это чтоб омоновцы поскальзывались? – предположил я.
– Чтоб разгорелись лучше и дыма побольше было.
Покрышки защитники собирались зажечь, когда штурмующие будут уже у ворот. Блестящие горки шин сложены по периметру стен. Защитники предполагают, что штурмующие будут срезать ворота болгаркой, и думают, что в клубах едкого дыма им это делать будет значительно сложнее. А еще чтобы к воротам подобраться, штурмующим сначала придется преодолеть оборонительные рвы – вот их и роют.
Всего ворот в кооперативе много, чуть ли не 10 штук. Однако все кроме трех выходят на болото – оттуда штурм не начнется.
– В последний раз у нас там трактор чуть не утонул, так что не пойдут они с той стороны, – уверенно объясняют защитники.
Уверенность в том, что ворота не зацепят бульдозером и не вырвут, а именно будут срезать болгаркой, объясняется убежденностью защитников сложившимся алгоритмом действий судебных приставов и ОМОНа.
– Да как их вырвут! Я ж говорю: сначала приедут из администрации, скажут, что будут сносить. Потом приставы в гражданской одежде подойдут и откажутся представляться. Подъедет ОМОН, может, спецназ вызовут. Они приедут на своих машинах, вытащат из багажников бронежилеты и их наденут. Потом узбеки болгаркой будут пилить петли на воротах, – рассказывает тракторист Анатоли.
Накануне в соседнем, уже частично разрушенном “Парнасе-2” произошла драка между неизвестными и мародерами. Дело в том, что по утрам на “Парнас-1” или “Парнас-2” в строительной пухте завозят гастарбайтеров. Весь день они пилят ворота на гаражах, а часов в пять вечера их увозят обратно. И часам к 6 – 7 в гаражи со всего города стекаются мародеры. Они дают деньги дежурящим чоповцам, чтобы пройти, или находят дыры, чтобы залезть бесплатно. До утра они бродят по разрушенным гаражам, из которых владельцы не успели вывезти имущество. С этими мародерами и произошла драка. Есть версия, что мародеров били защитники “Парнаса-3”.
– Да какая драка?! Какие-то ребята человек 10 – 15 в масках приехали и пошли их отлавливать. Как они посыпали из гаражей! Прям как тараканы. Ну, кого-то, конечно, поймали, – говорит Иван.
Нападение на гастарбайтеров произошло в ночь после победы “Зенита”. Возможно, кто-то из националистически настроенных болельщиков решил таким образом отпраздновать успехи команды. С другой стороны, ничто не мешает владельцам гаражей быть националистически настроенными болельщиками…
Впрочем, говорят, наибольшую опасность для мародеров представляют не таинственные люди в масках, а конкуренты. Поговаривают, что сейчас в разрушенных гаражах между ними идет передел сфер влияния.
Кроме того, той же ночью на “Парнасе-2” дотла сгорел экскаватор, сносивший гаражи. Чьих рук дело?
– Хочешь посмотреть на экскаватор? Полверсты идти, – говорят мне, – там в 10 метрах еще будка с чоповцами стоит.
Охранник действительно вышел после того, как я подошел к обугленной кабине экскаватора. Почерневший от пламени моторный отсек и рассыпанные на земле осколки стекла выглядели приветливо. Этого нельзя было сказать об охраннике.
– Никто вообще к экскаватору не подходил. Проводка. Где-то коротнуло, вот и загорелся, – показывая на еще вчера новенький экскаватор, объяснил чоповец.
Вернувшись в “Парнас-3”, я застал его защитников – Анатолия, Николая и Ивана – пьющими кофе за обсуждением, как им помириться с женами – они уже по двое-трое суток не были дома.
– Сначала из дома все сюда тащишь, а теперь пропадаешь тут целыми днями, канавы роя, – объяснил мне Иван. – И за это за все администрация мне предлагает кусок земли непонятно где, в аренду на год, куда даже джип не заедет – такие там ямы и колдобины. Вот у меня документы на все материалы, вплоть до последнего гвоздя, которые я сюда закупал. Если перевести старые деньги на современные, получится тысяч 400.
Поговорив о тонкостях договора аренды, который, в принципе, разрешает администрации в одностороннем порядке его расторгнуть, но обязывает предоставить равнозначную площадку и помочь перевезти гаражи, я отправился ждать штурма в машине, которую поставил неподалеку. К утру стало ясно, что штурм не состоится.
У главных ворот “Парнаса-3” собралась большая толпа людей – они подписывались под открытым письмом к Матвиенко. Которое позже передали в Смольный. Письмо было с требованиями: либо губернатор вводит мораторий на снос. Либо – в декабре-январе в городе пройдут такие митинги, которые и не снились губернатору Боосу в Калининграде. Видимо, копание рвов и устройство бетонных надолбов настраивает на мысли, что диктовать условия лучше с позиции силы.