Петербург пережил ураган «Катя». Это был первый шторм после большого события – ввода в эксплуатацию Комплекса защитных сооружений. Все ожидали, что КЗС наконец-то покажет, на что он способен. Но вода подняла до 140 см выше ординара (наводнением считается уровень в 160 см и выше), и затворы дамбы не были задействованы. Online812 выяснял, в каких случаях решение о закрытии затворов КЗС будет приниматься. И к каким последствиям это может привести.
Оба судопропускных створа КЗС – С1 и С2 – закрываются в течение 40 минут – 1 часа. Значит, включать механизмы нужно в такой период, чтобы отсечь воду, когда она уже подбирается к ординару. Для этого надо знать скорость затопления. Известно, при обычных наводнениях (не катастрофических, как в 1824 году) она составляет 30 сантиметров в час. Получается, что включать затворы требуется, когда вода подбирается к 130 см. И то если в последний час не начнутся шквалистые порывы ветра и вода не станет прибывать со скоростью 60 см в час.
– Решение о закрытии створов принимает МЧС при прогнозируемом подъеме воды выше 160 см. Для своевременного реагирования требуется получить команду минимум за два часа: чтобы успеть подготовить затворы и начать процесс их закрытия, – разъяснил замдиректора по безопасности Комплекса защитных сооружений Олег Панчук. – Управление МЧС дает команду Дирекции КЗС, та, в свою очередь, посылает сигнал в Росморпорт, и только после этого главный диспетчер КЗС начинает процедуру закрытия затворов. Одновременно специалисты Дирекции отслеживают уровень воды в различных точках залива, чтобы рассчитать время закрытия. Створы вновь открываются, только когда уровни Финского залива и Невской губы выравниваются.
– Если створы не были закрыты вовремя и город затопило, кто несет за это ответственность?
– Если информация о предстоящем наводнении поступает позже, и створы закрыться не успели, то в случае затопления города ответственность за это происшествие несет администрация Санкт-Петербурга. С другой стороны, если КЗС не срабатывает по каким-нибудь техническим причинам, но при этом информация об угрозе наводнения была получена заблаговременно, ответственность ляжет на эксплуатирующую организацию. Но следует отметить, что природная стихия может быть непредсказуема. Так, при предыдущем наводнении 16 ноября 2010 года циклон внезапно поменял свою траекторию, и резкое усиление ветра в Невской губе привело к быстрому повышению уровня воды. Но в метеорологической практике такое случается редко. Современные средства позволяют с достаточной заблаговременностью и точностью прогнозировать подъем уровня воды. Серьезные наводнения высотой более 2 метров пропущены не будут, поскольку зарождаются вследствие мощного циклона, который выявляется более чем за сутки.
А что будет, если наоборот – створы были закрыты необоснованно, поинтересовался Online812 у портовиков, сотрудников МЧС и дирекции Комплекса защитных сооружений. – Если суда не выпустили из Маркизовой луже или, наоборот, не впустили в акваторию порта, и судовладельцы понесли ущерб?
Все ответили, что ущерб незначителен, а претензии надо предъявлять к стихии.
– Наводнения обычно сопровождаются сильным штормом, при котором движение судов опасно, – заявил Олег Панчук. – Росморпорт, следуя своим инструкциям, прекращает судоходство. Поэтому закрытие КЗС является скорее вторичной причиной для принятия таких решений. Например, 14 сентября было штормовое предупреждение с быстрым подъемом воды. Несмотря на то что затворы КЗС не были закрыты, движение судов в таких условиях было приостановлено.
В любом случае, ФКП “Дирекция КЗС Минрегиона России” обязана известить администрацию Большого порта Санкт-Петербурга о предстоящем перекрытии судоходных каналов за 4 часа и дать окончательный сигнал о закрытии затворов за два часа, чтобы корабли, выходящие по главному фарватеру, ушли за линию дамб.
Кстати, маневрирование затворами: их закрытие и открытие и без всяких наводнение проводится 20 раз в году в ходе тестовых испытаний, о чем также предупреждают руководство Большого порта. Испытания обычно длятся не более 4 часов.
Получается, что для правильного регулирования затворов дамбы во время наводнений требуется даже не тройственный, а четверной союз из представителей КЗС, Росморпорта, Гидрометцентра и МЧС. Правда, ученые-метеорологи сейчас встревожены: им не нравится, что первую скрипку будет играть офицеры из МЧС.
– Насколько эффективно эта схема работает, мы поймем после первой катастрофы, – заявил Валерий Малинин, профессор Российского гидрометеорологического университета. – Наводнение – это не только подъем воды, это точный расчет северо-западных балтийских циклонов, составление климатической карты, и все это под силу только специалистам. Ведь закрыть затвор слишком рано или на слишком большой срок – так же опасно и тоже чревато наводнениями. Невский сток будет наполнять Маркизову лужу, деваться ему будет некуда – и вся вода вновь обрушится на питерские берега. Что касается берега в Курортном районе, примыкающего к дамбе с запада, то он будет страдать в любом случае. Так что больше чем на 2 часа затворы опускать нельзя. Мы пока прикидывали на модели, какой циклон требует немедленного закрытия затворов, а при каком – лучше обождать. Надеюсь, что в случае опасного наводнения, когда вода поднимается на 210 см выше ординара, наши наработки будут использованы. (В ХХ веке таких наводнений было 15, в этом – пока не одного). Ну и вообще осень 2011 года еще покажет нам, на что она способна.
Нина АСТАФЬЕВА, фотография с сайта domogarov.com