Под Новый год в Петербург поступило из Москвы положительное заключение на проект новой сцены Мариинского театра. Заказчик – Северо-Западная дирекция по строительству изучает экспертизы и решает, надо ли продолжать конкурс на финальную доводку проекта или отменить его. Известно, что не завершена работа над акустикой.
На условиях анонимности источники прокомментировали Online812, какие главные претензии экспертизы, выдавшей отрицательное заключение осенью 2010 года, пришлось устранять и какие упрощения внесли эксперты для удешевления стройки, финансируемой из федерального бюджета.
Важных замечаний было два – меньшее, чем положено, количество парковочных мест и недостаточная ширина пожарного проезда вдоль Крюкова канала. Экспертиза согласовала проект театра с условием обязательного (под гарантии администрации Петербурга) строительства дополнительных паркингов за пределами территории Мариинского театра. Как один из вариантов проектировщики предложили создать дополнительные парковки на 800 машиномест под Крюковым каналом.
Противопожарные требования существенно изменились за те 7 лет, что различными компаниями ведется проектирование Мариинки-2. По действующим сегодня нормам ширина противопожарного проезда должна составлять не менее 6 метров. В том месте на набережной Крюкова канала, где по заданию необходимо воссоздать фрагмент Литовского рынка, она составляла 3,5 метра.
Проектировщикам пришлось уравнять фрагмент с фасадом, пожертвовав крытой галереей и широкой лестницей, ведущей к служебным входам.
Остальные изменения в проект были внесены для экономии бюджетных средств. В проекте были предусмотрены два зала для пресс-конференций на 90 и 30 мест. По настоянию экспертов зал побольше переделан для камерных концертов, поменьше – ликвидирован.
Аналогичная участь постигла ресторан, располагавшийся над репетиционными залами, под самой крышей театра, а также зал для приема делегаций. Из этих помещений должен был открываться шикарный вид на Крюков канал и колокольню Никольского собора. Главгосэкспертиза посчитала нецелесообразным строительство за бюджетные средства предприятия общественного питания “повышенной комфортности”. Место ресторана займет служебная столовая, зрителем оставлены буфеты в фойе. VIP-зал превратился в служебные кабинеты.
Еще одно упрощение коснулось VIP-зоны в фойе на первом и третьем уровнях. Проектировщики снизили затраты за счет отказа от пуленепробиваемых стекол.
Проектировщики, используя мировой опыт, посчитали, что для зрительного зала на 2 тысячи мест необходимо 200 туалетных кабинок, тогда не будет очередей. Эксперты настояли на сокращении этого количества в 2 раза, опустив Мариинку-2 до минимальной нормы, разрешенной строительными правилами. Сэкономили несколько миллионов рублей (что, впрочем, смешная сумма по сравнению с общим бюджетом).
Неудобства ожидают не только зрителей. В проекте были предусмотрены три кабинета для руководителей театра, обеспеченные индивидуальными санузлами. Эти удобства сочли излишней роскошью: по нормам (и они соблюдены) от кабинетов до ближайшего служебного туалета должно быть не более 75 метров.
Градозащитную общественность наверняка заинтересует тот факт, что в проекте остался предусмотренный заданием мост над Крюковым каналом, соединяющий старое и новое здания театра. Он размещен примерно по середине фасада на высоте 5,3 метра над землей, чтобы обеспечить проезд пожарных машин. По данным наших источников, назначение такого моста малопонятно. Фактически это крытая пешеходная дорожка, пригодная для провоза небольших тележек. В старом театре мост упрется в межэтажное перекрытие, и там потребуется специальная реконструкция, чтобы им вообще можно было пользоваться.
Важный вопрос – кто будет считаться автором архитектурного проекта новой сцены Мариинского театра. По нашим данным, для брендирования новой сцены на Западе авторами назовут известное в мире канадское бюро “Даймонд – Шмидт”, а не генпроектировщика – КБ ВиПС. Джеку Даймонду и его команде принадлежит авторство фасадов и дизайн интерьеров 200 из 1 тысячи помещений. В том числе главных – зрительного зала и фойе. В процессе проектирования в зрительном зале вместо четырех ярусов, запланированных Даймондом, осталось три: по версии Госэкспертизы, для соблюдения российских норм безопасности и обеспечения лучшей видимости сцены.
Наконец, после получения положительного заключения Главгосэкспертизы можно говорить о стоимости строительства, которое ведется почти 5 лет, при постоянном увеличении цен на материалы, энергию и работу. Первоначально заявлялось о 9,5 млрд рублей в ценах 2006 года. Если грубо оценить ежегодную инфляцию в России в 10 процентов, то получим стоимость новой сцены – 14,25 млрд рублей в ценах 2010 года, или 374 млн евро.
По мировым стандартам стоимость строительства подобного театрального здания составляет от 4,5 до 6 тысяч евро за квадратный метр. Возьмем по максимуму – 6 тысяч и умножим на общую площадь Мариинки-2 – 75 тысяч квадратных метров. Получим 450 млн евро.
Впрочем, иные источники оценивают затраты на Мариинку-2 в 21 млрд рублей, или 520 млн евро. Не рекорд, примерно в такую сумму обошелся Дворец искусств королевы Софии в Валенсии, в 2 раза превысивший начальную смету.