На прошлой неделе Смольный заключил первое «мусорное соглашение» на основе государственного частного партнерства. Греческий Helector S.A. – Aktor Concessions S.A. должен построить мусороперерабатывающий завод в поселке Янино. Проект, кажущийся выгодным, может оказаться весьма затратным для города.
30 лет гарантии
Строительство завода обойдется греческому инвестору, выигравшему конкурс Смольного, примерно в 300 миллионов евро. Согласно договору с городом, Helector – Aktor должен к 2015 году возвести мусороперерабатывающий комплекс с глубиной переработки отходов до 80 процентов. По словам представителей Helector – Aktor, завод в Янине технологически будет подобен тому, что компания уже возвела на Кипре. Впрочем, подробно ни о технологиях, ни о финансовой стороне проекта греки не распространяются.
Со своей стороны, городские власти гарантируют бесперебойную загрузку завода мусором в количестве 350 тысяч тонн ежегодно в течение 30 лет. А если это условие не будет выполняться – обещают компенсировать затраты инвестора из бюджета.
– Строительство завода в Янине – это начало большой программы по созданию подобных заводов в нашем городе, – сказала Валентина Матвиенко.
По мнению чиновников, Петербургу необходимо еще четыре-пять подобных предприятий, чтобы приблизиться к европейским мусорным стандартам и тем самым улучшить экологическую обстановку на всем Северо-Западе.
Проект выглядит красиво. На бумаге. А на деле – непонятно, как власти собираются обеспечивать гарантированную загрузку греческого завода. Так как даже существующие в Петербурге мусороперерабатывающие комплексы сильно не догружены. К примеру, завод на Волхонском шоссе, рассчитанный на ежегодную переработку 360 тысяч тонн отходов, работает на 40% мощности.
Новый комплекс в Обухове, на 100 тысяч тонн, просто простаивает: с момента постройки туда не поступило ни грамма мусора. В таких условиях проект по строительству еще одного завода кажется авантюрным.
Город платит дважды
Выражают скепсис по поводу нового проекта и участники рынка.
По словам генерального директора ООО “Квантум” Олега Гвоздева (чья компания в составе консорциума Strabag также принимала участие в конкурсе на строительство завода в Янине), тот завод на Кипре, на который ссылаются инвесторы в качестве примера, на самом деле испытывает серьезные проблемы.
– Когда Helector – Aktor договаривался там о строительстве, было сказано одно, а когда построил, оказалось совершено другое, – поясняет Гвоздев. На этой почве, по его словам, у компании возникли трения с киприотами.
Договоренности, достигнутые Helector S.A. – Aktor в Петербурге, по мнению экспертов, тоже выглядят несколько странными.
– Город взял на себя обязательства, которые выходят за рамками нормальной логики,- полагает Гвоздев.
По его словам, в случае “недовоза” мусора город будет платить Helector – Aktor за простой примерно по 200 евро за недополученную тонну. А если обеспечит загрузку завода, то все равно будет платить – но уже за переработку отходов. То есть город платит в любом случае. А греки в любом случае ничего не теряют. Независимо от того, будет предприятие работать или простаивать.
Удивление вызывают и сами гарантии Смольного по обеспечению завода сырьем.
– У города ведь нет ни одного килограмма мусора, – говорит Гвоздев. – Два миллиона тонн отходов, которые производит Петербург, принадлежат не городу, а образователям отходов, то есть нам с вами. Юридически город к ним не имеет никакого отношения.
За вывоз и утилизацию своих отходов петербуржцы платят (в составе квартплаты) жилкомсервисам и управляющим компаниям. Те нанимают фирмы, занимающиеся вывозом мусора. Перевозчики мусора платят мусороперерабатывающим заводам или полигонам за то, что те принимают у них отходы. Городским властям в этой цепочке сегодня места нет. Откуда же они возьмут 350 тысяч тонн отходов ежегодно?
Кроме того, пока непонятна транспортная логистика будущего мусороперерабатывающего комплекса в Янине. Пропускная способность существующей дорожной сети не рассчитана на дополнительный поток мусоровозов. Разве что мусор будут доставлять вертолетами.
Дешевле похоронить
В Смольном нехотя признают, что проблема недозагрузки заводов есть. Но как бороться с дефицитом мусора – еще не придумали. А пока винят во всех бедах алчных перевозчиков мусора, то есть те компании, которые забирают отходы из помойных бачков и контейнеров и вывозят их из города.
– Перевозчик забирает отходы с контейнерной площадки и сдает их либо на захоронение – на полигон, либо на утилизацию – на завод, – объясняет начальник отдела развития и инвестиционных проектов Управления по обращению с отходами Комитета по благоустройству Леонид Шимарек. – За депонирование одной тонны на полигоне перевозчик платит порядка 400 рублей, а чтобы отходы приняли на переработку на завод – в районе 1400 рублей за тонну.
Цифры говорят сами за себя: очевидно, что перевозчикам отходов сдавать мусор на свалки почти в четыре раза выгоднее.
– Это выгодно финансово, но с точки зрения долгосрочных экологических проблем неправильно, – возмущается Шимарек. – Мы должны становится цивилизованным обществом, в котором отходы принято не захоранивать, а перерабатывать.
По его словам, даже если бы весь мусор перевозчики отвозили на переработку, то для покрытия расходов хватило бы действующего городского тарифа.
Тариф на вывоз и утилизацию бытовых отходов составляет 432 рубля за кубометр. Из них 309 рублей – это стоимость перевозки, 123 рубля – стоимость самой утилизации. При этом тариф полигона за утилизацию кубометра бытовых отходов – всего 88 рублей (расценки завода – 280 рублей за кубометр). Получается, что при вывозе мусора на полигон разница в 35 рублей с кубометра оседает в чьем-то кармане. А возить на завод, наоборот, слишком затратно.
– Сегодня кто-то получает дополнительные прибыли, – намекает чиновник. Понятно – кто. Но мы же не можем силовым методом у них изъять. Мы должны это отрегулировать законодательно… создать условия…
Надо полагать, что если несознательные мусороперевозчики не захотят добровольно следовать политике правительства, то им создадут такие условия, что уж лучше бы они согласились по-хорошему.
Сами перевозчики обвинения в алчности отвергают, объясняя, что все зло таится не в них, а в жилкомсервисах и управляющих компаниях.
– Вы не увидите ни одного перевозчика, который бы оказывал услуги жилкомсервисам по городским тарифам, – негодует коммерческий директор колпинской автобазы “Спецстранс” Константин Маловичко. – Они просят снижения цены, как минимум на 30 процентов, и говорят: “А если не нравится, мы найдем других на ваше место”.
По его словам, эти 30 процентов оседают у жилищников. Но при этом они все равно умудряются не платить по счетам. У его компании, к примеру, дебиторская задолженность за вывоз мусора уже сравнялась с месячным оборотом.
Подарок для самого жадного
Чиновники уже почти придумали, как по-честному поделить мусор. По словам Леонида Шимарека, сейчас они работают над созданием “организации-регулятора”. Ее задача – распределять отходы так, “чтобы все предприятия-переработчики были загружены на сто процентов”.
Скорее всего, это будет госпредпритяие или учреждение. В представлении чиновников регулятор аккумулировал бы средства, которые платит население за вывоз мусора. Заключал договоры с перевозчиками, переработчиками мусора и с управляющими компаниями. И прикреплял бы конкретных перевозчиков – с учетом их транспортной логистики – к определенным переработчикам. А затем выдавал деньги за фактически выполненные объемы работ.
– Все будет цивилизованно, нормально, – уверен чиновник.
По его словам, во всех европейских странах мусорная отрасль регулируется государством.
Однако перевозчики относятся к новой инициативе с опаской. Они боятся, что госрегулятор, контролирующий коммерческие структуры, будет по большей части ставить им палки в колеса да получать откаты, и в итоге превратиться в очередную “кормушку” для жадных чиновников.
– Можно просто ввести закон, запрещающий отгружать мусор на полигоны без переработки, – комментируют инициативу властей в компании “Профимпекс”, занимающейся вывозом мусора. – А тех, кто его нарушит, лишать лицензии. И все! Тогда никакой посредник–регулятор не нужен.
Кстати, идея, которая преподносится чиновниками как прогрессивное новшество, – хорошо забытое старое. По словам Константина Маловичко, много лет работающего в мусорном бизнесе, подобная административно-командная система существовала и раньше.
– Было распределение потоков движения мусора, был реестр – кому, куда везти, и была стопроцентная загруженность заводов, – почти ностальгически вспоминает он.
Дворников внедрят в интернет
В своих новаторских настроениях отвечающие за мусор чиновники шагают вперед семимильными шагами. Сейчас они воплощают в жизнь идею по созданию автоматизированной информационной системы обращения с отходами. Задача этой АИС, по словам Шимарека, – организовать процесс так, “чтобы можно было понять, что вот этот контейнер взят от этого дома, и этим мусоровозом доставлен на полигон или на завод”.
Для этого все участники процесса – производители мусора, перевозчики и переработчики – должны через интернет вводить информацию в систему. Правда, пока трудно представить, как будут, например, продвинутые сотрудники жилкомсервисов собирать онлайн заявки от прогрессивных дворников на вывоз бачков.
– Над разработкой этой системы в течение прошлого года работала научная организация и рабочая группа в нашем комитете. Финансирование идет по линии комитета информатизации и связи, – с гордостью говорит Леонид Шимарек.
В дальнейших планах управления – создание электронной биржи отходов. В запасе у чиновников еще много инновационных идей.
Мария ГОРДЯКОВА