15-летний школьник Алеша Богданов из поселка Красный Бор стал очередной жертвой высокоскоростного поезд «Сапсан». Какой по счету – не знают ни сами железнодорожники, ни транспортная милиция. Они «путаются в показаниях», говоря, что под колесами «Сапсана» погибло от трех до семи человек. А тем временем на всем перегоне от Питера до Москвы множатся страшные слухи о 50-60 людях, убитых «Сапсаном»! Этот поезд уже окрестили «Белой смертью».
В этом году на станции Поповка уже случилась страшная трагедия на путях – скорый поезд убил сразу двух человек. Женщина переходила через рельсы и застряла каблуком в щебеночной насыпи, к ней на помощь кинулся мужчина. В результате поезд сбил их обоих. Эти смерти народная молва уже списала на “Сапсан”.
– Это был обычный поезд, а не “Сапсан”, – недовольно морщится охранник в сером камуфляже и ярко-оранжевом жилете. Мужчина представляется сотрудником ЧОПа. Вместе с тремя своими напарниками он дежурит у железнодорожного перехода на станции Поповка, отгоняя прохожих от путей. Горят красные фонари. На платформе звучат первые такты песни “Подмосковные вечера” – это значит, “Сапсан” идет на Москву. Если он движется в обратном направлении, играет уже песня “Слушай, Ленинград, я тебе спою” (такое “музыкальное сопровождение” можно слышать на всем пути следования “Сапсана”).
Механический голос объявляет о прибытии скоростного поезда в первый раз, потом, за две минуты до появления “Сапсана”, во второй раз. При его приближении, кажется, сгущается воздух, хотя не слышно ни шума, ни вибрации. Невольно отскакиваем на самый край платформы, уже зная, что воздушная волна составляет пять метров, а стандартная платформа шириной всего 4,60. Поезд несется почти бесшумно – на горизонте появляется белая точка, и уже через пару секунд мимо пролетает белая стрела. Зрелище завораживающее.
Станция Поповка находится всего в 20 километрах от Петербурга. Железнодорожные пути делят поселок Красный Бор на две части – благополучную и криминальную. На благополучной стороне – поликлиника, школа, администрация. Здесь люди в основном и селятся. 15-летний Алеша Богданов тоже жил на “светлой стороне”, но часто уходил “за линию” к друзьям Паше и Саше. В день своей гибели он с ребятами возвращался домой.
Подойдя к станции, все трое остановились. В это время от платформы отходила электричка на Петербург. Ребята пропустили ее. По словам мальчишек, Алексей шел на полтора шага впереди. Он ступил на деревянный настил, перекинутый через пути. Его друзья увидели, что навстречу им летит “что-то”, закричали: “Леша! Стой!” Мальчик обернулся, застыв на месте прямо посередине железнодорожных путей, и тут уже увидел летящий на него “Сапсан” (как потом расскажет машинист поезда, расстояние до подростка составляло 25 метров). Алеша бросился бежать. “Успел! Проскочил!” – выдохнули друзья. “Сапсан” с тихим шелестом за одну секунду промчался мимо. Но мальчик не успел. “Сапсан” разорвал Алешу на куски.
Удар поезда, шедшего со скоростью 200 километров в час, был такой силы, что мальчик подлетел на три метра. Его отбросило на столб, потом на платформу. Смерть была мгновенной…
Мы приехали в Поповку на девятый день, после смерти Алеши Богданова. О том, что случилось, здесь напоминали лишь красные гвоздики, вплетенные в колючую проволоку ограждения, и венок под столбом, на который кинуло мальчика. Родные собирали останки по косточкам. Все, что нашли, завернули в пленку. Так его и хоронили – в полиэтилене, в закрытом гробу.
О том, что “Сапсан” идет вдвое быстрее обычного поезда, теперь в поселке знают все. Любой мальчишка расскажет, какая у него скорость…
– Видите, мост, – показывают нам на виднеющееся вдалеке навесное сооружение. – До него расстояние больше километра, а “Сапсан” едет от него всего четыре секунды.
– Говорят, что ребята поспорили между собой, кто быстрее перебежит, вот Лешка и кинулся первым, – вздыхает одна из торговок на привокзальной площади. Но сами мальчишки этот спор отрицают. Они говорят, что Алеша вовремя не заметил “Сапсан” из-за своего маленького роста – 1,54 сантиметра. Пропустив электричку на Петербург, он смело шагнул на пути, не думая, что с другой стороны несется еще один поезд. А времени, чтобы увидеть его и отбежать, у него просто не было.
– Мой сын думал, что едет обычный скорый поезд, – говорит отец мальчика Игорь Богданов. – А это был не поезд, а “снаряд”, который летит с чудовищной скоростью. Я запрещал ему ходить за линию только потому, что там криминальный район. Я только этого боялся, но совсем не поезда. Я профессиональный шофер, а сын с рождения со мной – знает, когда надо притормозить, пропустить пешехода, а когда можно проскочить.
Машинист “Сапсана” видел, что сбил человека, но по правилам безопасности ему нельзя применять экстренное торможение при скорости более 140 километров в час, поэтому он проследовал дальше. Только в Москве поезд осмотрели следователи – в уголовном деле, возбужденном по факту смерти Алеши Богданова, есть фотографии оторванной пластиковой обшивки, следов крови на головном вагоне “Сапсана”…
– Алеша погиб 16 апреля, – горюет отец. – А он мне накануне вдруг говорит: “Пап, дожить бы до 17-го”. Я обещал ему в этот день купить запчасти для скутера. Он очень ждал, когда его починят. Он словно чувствовал свою смерть.
Алешку знали в поселке все. Любознательный, добрый, обаятельный мальчишка. Всегда улыбчивый, ласковый.
В семье Богдановых гордились своими детьми. Родители лезли из кожи вон, чтобы обеспечить им достойную жизнь. Старший брат Алешки 19-летний Саня учится в колледже на инженера – поступал туда сам, без всякого блата. Как лучший студент, получил стипендию от Газпрома. Многие в поселке Богдановым открыто завидовали. “Ну какие сыновья у тебя славные, Люда”, – часто говорили матери.
– Может, кто сглазил, – пытается найти теперь мама мальчика Людмила хоть какое-то объяснение гибели младшего сына. – Словно какое-то проклятие.
По заклятому месту, где погиб Алеша – дощатому настилу, перекинутому через пути, – каждый день ходят люди. Здесь теперь круглосуточно дежурит охрана, которая разгоняет всех от путей за пять минут до прихода “Сапсана”. Но 16 апреля все сложилось каким-то странным, если не сказать роковым образом. На платформе, вопреки обыкновению, не играла музыка, предупреждающая о приближении “Сапсана”. Было отключено электричество. Горели только красные фонари. Охранники переезда говорят, что якобы пытались остановить Алешу, но не успели это сделать.
– Вранье полное, – возмущается очевидец трагедии таксист Василий Федорчук. – Никого из них на переезде не было. Я видел, как по перрону прохаживаются три охранника в оранжевых жилетах. Сначала они и правда постояли на переезде – но тогда еще никакого “Сапсана” не было. Потом из магазинчика к ним вышли три милиционера (среди них одна женщина). Все вместе они пошли на станцию, оставив переезд без присмотра, хотя скоро должен был появиться “Сапсан”…
Смерть Алеши, скорее всего, спишут на несчастный случай, так называемый непроизводственный травматизм. Но родители мальчика хотят подать в суд на РЖД, правда, боятся, что их же и сделают виноватыми. Они чувствуют себя совершенно бесправными. Ни денег, ни высокопоставленных заступников у них отродясь не было. Рассчитывать им не на кого. Людмила – парикмахер, Игорь – водитель.
– Куда нам с Кремлем тягаться? – говорят они. В поселке уже ходят слухи, что “Сапсан” якобы принадлежит племяннику Медведева.
Тема “Сапсана” оказалась и в самом деле сверхсекретной. Сотрудники станции Поповка на все вопросы о поезде тут же отводят глаза.
– Мой племянник учится в школе в Рябово, к ним недавно приходил милиционер, предупредил ребят, чтобы они были осторожней при переходе путей, по его словам, “Сапсан” уже убил 53 человека, – призналась кассирша одной из станций, просившая не называть ее имени. – Конечно, для “Сапсана” нужна отдельная линия, подальше от населенных пунктов. Вы знаете, что от ударной волны стекла в окнах вылетают?
Через Поповку “Сапсан” проезжает десять раз в сутки, делая пять рейсов в Петербург и Москву. Скоро количество рейсов обещают увеличить до семи.