Если раньше позиции в рейтинге менялись в зависимости от того, какой деятель культуры сколько бюджетных денег смог получить на расширение своего жизненного пространства и реализацию своих творческих замыслов, то теперь точкой отсчета стал «Ленфильм».
Федеральное правительство планировало приватизировать его, а деятели культуры предсказывали, что новый собственник, которым должна была стать компания АФК “Система”, выселит съемочные павильоны на окраины, и пустит квартал на Каменноостровском, где сейчас находится “Ленфильм”, под застройку. После бурного возмущения киношной общественности и Москва, и Смольный заявили, что никто ничего никому не отдаст. Герои и антигерои этой битвы, которая стала свидетельством их влиятельности, попали в рейтинг. Правда, эксперты считают, что история с “Ленфильмом” еще не закончилась.
Самые влиятельные люди в петербургской культуре 2011 года
1. Михаил Пиотровский (1)*
2. Валерий Гергиев (2)
3. Василий Кичеджи (-)
4. Александр Сокуров (4)
5. Владимир Гусев (9)
6. Владимир Кехман (6)
7. Дмитрий Месхиев (8)
8. Алексей Герман-ст. (-)
9. Валерий Фокин (-)
10. Алла Манилова (3)
* В скобках – место в списке по итогам 2010 года.
1. Михаил Пиотровский традиционно занимает первое место, чуть-чуть опережая, по мнению экспертов, Валерия Гергиева. В этом году в пользу Пиотровского тот факт, что он согласился дружески помочь “Единой России” и вошел в ее избирательный список на правах паровоза. То есть продемонстрировал, что находится с властями в диалоге, понимает и принимает их нужды.
2. Валерий Гергиев, в отличие от Михаила Пиотровского, за отчетный период в жизни общества активно не участвовал, в политические игры не играл, хотя и поучаствовал в телемарафоне Владимира Путина. Кроме того, его вторая сцена, будучи достроенной, может превратиться в новую градостроительную ошибку, спровоцировав большой скандал. Поэтому, хотя его связи и известность не ниже, чем у Пиотровского, он остается только вторым столпом петербургской культуры.
3. Вице-губернатор по культуре Василий Кичеджи хотя и недавно начал знакомиться с петербургской культурой, уже занимает третье место (то же самое, которое год назад занимала его предшественница Алла Манилова). Все благодаря своей активности: он уже начал ревизию городских театров, назначил новым председателем Комитета по культуре Дмитрия Месхиева и не назначил Владимира Кехмана – а то ли еще будет.
4. Режиссер Александр Сокуров. Получивший в минувшем году приз Венецианского фестиваля, уверенно идет к тому, чтобы стать совестью нации в масштабах одного отдельно взятого города. Он – самый знаменитый петербургский деятель культуры, принимающий активное участие в общественной жизни: защищает исторические здания, вместе с коллегами боролся за “Ленфильм”. “Ленфильм” отстояли, борьба за исторические здания продолжается. Одновременно Сокуров в очень хороших отношениях с Владимиром Путиным.
5. Директор Русского музея Владимир Гусев в отчетном году ничем не прославился, но как руководитель второго по значимости музея города не может не присутствовать в нашем рейтинге. Видимым свидетельством его влиятельности является подчиненный Гусеву Летний сад, тотальная реконструкция которого, несмотря на все крики консервативно настроенной публики, идет полным ходом.
6. Гендиректор Михайловского театра Владимир Кехман едва не сделал карьерный рывок, непонятно, правда, какой. Он официально номинировался на пост главы Комитета по культуре, но, говорят, еще претендовал на пост главы Большого театра в Москве. В результате не получил ни того, ни другого – в первом случае из-за протестов почему-то не любящей его местной культурной общественности. Зато устроил красивую пиар-акцию с переманиванием из Большого театра звездной балетной пары Осипова – Васильев. Этот переход прославил его на всю страну.
7. Режиссер Дмитрий Месхиев стал главой Комитета по культуре, когда общественность воспротивилась кандидатуре Кехмана, однако и он ее не удовлетворил. “Уж лучше бы назначили Владимира Кехмана, – заявил по этому поводу Александр Сокуров, – у Димы с принципиальностью и нравственными оценками большие проблемы”. Месхиеву не могут простить его активное участие в создании ГЧП на месте “Ленфильма”, которые местная культурная общественность остановила, только дойдя до Путина. Дмитрий Месхиев связан с мощной финансовой структурой АФК “Система”. Этот факт, безусловно, добавляет влиятельности новому главе петербургской культуры.
8. Режиссер Алексей Герман-старший, вместе с Сокуровым спасал “Ленфильм” от приватизации и возмущался назначением Дмитрия Месхиева. Большой резонанс в конце прошлого года имело открытое письмо Алексея Германа-младшего, сообщившего публике, что его отец заявил вице-губернатору Василию Кичеджи о своей готовности покинуть город, если Месхиев станет главой Комитета по культуре. Впрочем, в итоге никто никуда не уехал.
9. Худрук и гендиректор Александринского театра Валерий Фокин сумел, по мнению экспертов, поднять вверенный ему театр на высоту – как в творческом, так и финансовом плане (строительство второй сцены). Говорят, что он также вхож к Владимиру Путину.
10. Экс-вице-губернатор по культуре Алла Манилова, хотя и находится в тени, сохраняет остатки своего влияния. В том числе – благодаря регулярно появляющейся информации о ее более-менее радужных перспективах в Москве. Однако пока по факту все ее проекты – от праздников до строительства Дворца искусств на месте Василеостровского трампарка – сворачиваются.
Комментарий
Лилия Шитенбург, театральный критик:
– 2011 год для петербургской культуры отчетливо делится на “до” и “после”: до назначения нового губернатора (и особенно – новой команды, ответственной за культуру) – и после него. Неизменным остается лишь Эрмитаж – и возглавляющий его Михаил Пиотровский как истинный “гарант стабильности” культуры в Петербурге. Успешно потягаться с ним в рейтинговой незыблемости может лишь Валерий Гергиев – Мариинский театр у нас всего один, и если что-то и способно слегка поколебать олимпийский статус худрука Мариинки, так это всего лишь тот объективный факт, что театр – не музей. А кроме того, существует некоторое напряжение по поводу затянувшегося строительства многострадальной второй сцены театра.
Любопытно, что схожие обстоятельства – строительство новой сцены – напротив, лишь добавляют “очков” худруку Александринского театра Валерию Фокину (то, что для оперы – беда, для драмы – благо, поскольку сам общественный статус двух искусств несопоставим). Не говоря уже о том, что из констатации очевидного факта: “театр – это не музей” – руководитель Александринки сделал успешный тренд.
Но такой расклад сил традиционен и воспроизводится из года в год. А вот продолжение списка самых влиятельных деятелей культуры сильно отличается от того, что было в прошлом году. Во-первых, из него по очевидным причинам исчез Антон Губанков и почти исчезла Алла Манилова. По менее очевидным – но тем же самым – не поднялся в этом списке и Владимир Кехман, так и не занявший кресло председателя Комитета по культуре и оставшийся на своем посту в Михайловском театре. Зато появились Василий Кичеджи в ранге вице-губернатора “по культуре” и Дмитрий Месхиев в должности председателя соответствующего комитета.
Общественное внимание к своей деятельности Кичеджи привлек прежде всего тем, что начал задавать вопросы и, в свою очередь, вдохновлять на запросы: так, например, разъяснения потребовали ситуации, сложившиеся вокруг Дома ветеранов сцены, премии “Золотой Софит” и Театра комедии имени Акимова. Проигнорировать интерес вице-губернатора, разумеется, никто не властен – однако какие именно решения будут приняты по этим и другим вопросам, пока не ясно. Время покажет. Оно и определит степень и – главное – характер влияния высокого чиновника на петербургскую культуру.
А вот первый месяц Дмитрия Месхиева в новой должности уже говорит о многом. Из заявлений, сделанных им в последнее время, следует, что петербургскую культуру будут всячески “укрупнять” и популяризировать. Грядет время масштабных слияний: фестивалей, кинотеатров, премий и т.д. Билеты в театр по десять рублей (пусть и раз в год – важен прецедент), международный фестиваль фейерверков, кинофорум, который заткнет за пояс любые Канны, – все это можно было бы приветствовать, если закрыть глаза на угрозу, которая нависла над успешно работавшим кинотеатром “Родина” (ставившим перед собой не коммерческие, а прежде всего художественные задачи), не интересоваться финансированием независимых театров, не тревожиться за судьбу молодежной премии “Прорыв” (которая, “укрупнившись” до федерального уровня, может по пути растерять свои благие цели).
Видимо, чтобы всем было не так страшно, на петербургской культурной арене появился свой “коверный” – особым влиянием в последнее время начал пользоваться частный антрепренер Рудольф Фурманов (в качестве советника губернатора по культуре). Комический успех, который всегда сопровождал эту фигуру, должен несколько сгладить эффект, произведенный некоторыми выступлениями и распоряжениями нового “значительного лица” – например, вмененное городским театрам в обязанность предоставление ему своих репертуарных планов на три месяца вперед. Даже если это только слух (на которые так щедро закулисье) – то слух симптоматичный.
Решительный отказ нового председателя Комитета по культуре вмешаться в конфликт вокруг Театра комедии, определил и еще одну значительную, на мой взгляд, персону городской культуры. Неснимаемая Татьяна Казакова (худрук Театра комедии) – это питерский тренд. Влияние ее возникло не сейчас – просто раньше его, похоже, недооценивали.
К счастью, Петербург – это город, где по-прежнему живут, а если обстоятельства складываются благоприятные, то и творят, – Александр Сокуров, Алексей Герман и Лев Додин. Беда лишь в том, что обстоятельства – как следует, в частности, из сделанных этими мастерами недавних заявлений, – складываются не всегда благоприятные. А ведь, как это ни печально, никто из них не Эрмитаж.
Справка
Рейтинг влиятельности в Петербурге по итогам 2011 года составлен на основе экспертного опроса. Под влиятельностью мы понимаем способность людей добиться принятия нужного решения в своей сфере и в городе вообще. Все опросы были открытыми. Как и любой рейтинг влиятельности, этот является достаточно субъективным и скорее показывает, кто считается влиятельным в Петербурге, чем кто является им на самом деле.