Эрмитаж обещал не показывать голландцев

Эрмитаж на прошлой неделе открыл в своем представительстве в Амстердаме выставку «Каспар Давид Фридрих и немецкий романтизм» и объявил, что она стала последней в нынешнем помещении.

Летом следующего года выставочный центр “Эрмитаж-Амстердам” переедет в соседнее здание бывшего приюта “Амстелхоф”. Там откроется огромная выставка “При русском дворе”. Одних бальных вееров обещают 300 штук.
Договор Эрмитажа с “Амстелхофом” заключен с 2004 по 2020 год. Но, по мнению Михаила Пиотровского, Эрмитаж из Амстердама не уйдет и потом. Директор обещал не привозить ни одной голландской картины, что понравилось хозяевам центра, которые намерены работать с Россией вне зависимости от политических проблем.

В “Амстелхофе” создают 12 тысяч метров помещений, из них почти половина для выставок, кроме двух залов, еще 44 “кабинета”. Все расходы по реконструкции – примерно 39 млн евро поступают от голландских бюджетов разных уровней, частных источников и телевизионной лотереи.

Охрана памятников в Нидерландах чрезвычайно строга, но Эрмитажу повезло. Дом престарелых (его последние обитатели выехали в прошлом мае) был построен в 1683 году (современник Петра I) и существовал без изменений до 70-х годов ХХ века. Тогда его приспособили под современные гигиенические нормы и теперь от исторических интерьеров осталось немного. Парадный зал с органом, где в 1946 году мэрия Амстердама принимала Уинстона Черчилля, а также закладная доска богадельни в честь ее основателя в соседнем помещении. Всю остальную начинку сейчас беспрепятственно меняют. Фасады останутся как в XVII веке, специальное разрешение местных жителей получено на изменение окраски окон (сейчас  зеленые) и стен (черные) в коричневый цвет. Неподалеку ведется реконструкция Рейксмузеума – амстердамского Эрмитажа. Там архитекторам пришлось переделывать проект, поскольку местные велосипедисты категорически протестовали против входа в музей, который перегородит их дорожку. Кстати, ремонт интерьеров Рейксмузеума обойдется в десять раз дороже “Амстелхофа”, но для обители “Ночного дозора” Рембрандта практичные голландцы ничего не пожалеют.

Архитектор Ханс Хеесвейк приблизил “Амстелхоф” к Зимнему дворцу: вход в выставочные залы будет из большого внутреннего двора. Строгим и простым дизайном занимается бюро “Меркс + Жиро”, которое прославилось перестройкой бывшей церкви в Маастрихте в книжный магазин. Там двухэтажные витрины расположены вдоль одной стены здания: можно и архитектуру рассмотреть, и книгу приобрести.

Кстати, недавно в Амстердаме были расселены несколько жилых зданий в центре. Инженеры обещали, что прокладка новой линии метро никому не повредит, но ошиблись. А единственный небоскреб в Амстердаме – 150-метровый “Рембрандт Тауэр” расположен в 6 километрах от центра города, отовсюду виден и вызывает много протестов. Хотя ни на что, кроме неба, не накладывается.     

Вадим Шувалов

Редакция благодарит выставочный центр “Эрмитаж Амстердам” и авиакомпанию KLM за помощь в подготовке материала