Петербург зависит от сетевой торговли, как ни один другой регион России. Доля проникновения сетей в оборот торговли в Петербурге (по оценкам независимых аналитиков, Федеральной антимонопольной службы и даже городских чиновников) уже перевалила за 70 процентов и подбирается к 80. Одновременно известно, что кризис серьезно ударил по ритейлу. Чем это обернется для сидящего на игле сетевой торговли Петербурге?
Только одному крупнейшему российскому ритейлеру X5 (магазины “Пятерочка”, “Перекресток”, “Карусель”) в городе, по данным Федеральной антимонопольной службы, принадлежит около 35% рынка Петербурга. Для сравнения: аналитики инвестбанка “Ренессанс капитал” утверждают, что ни в одном регионе России ни у кого из торговцев нет и 15% от общего оборота. У такого распространения ритейла в Петербурге есть и обратная сторона: число занятых в сетевой торговле сравнимо с работниками промышленности, поэтому на судьбу сетей власти не могут просто так махнуть рукой.
По данным Комитета экономики, в Петербурге в 2006 – 2007 годах открывалось по 1100 магазинов ежегодно, абсолютное большинство из них – сетевые. Все они строили или арендовали новые торговые комплексы и склады за кредитные деньги. Теперь банки перестали давать кредиты, и перекредитоваться ритейлерам практически негде.
Источник, близкий к акционерам крупной торговой сети и хорошо знающий ситуацию на рынке, считает, что без государственных вливаний ритейл не выживет, уже сейчас строительство многих новых гипермаркетов заморожено. То, что осенью еще открывались новые магазины, не должно вводить в заблуждение – они строились на докризисные кредиты. И, возможно, многие открывшиеся объекты проработают очень недолго, говорит участник рынка. Уже сейчас ряд “новичков” работают только днем, несмотря на вывеску “24 часа”, а другие супермаркеты торгуют с сильно усеченным ассортиментом.
Торговля хочет занять из бюджета при посредничестве госбанков от 25 до 50 миллиардов рублей, среди просителей самые распространенные в Петербурге магазины “Дикси”, торговые точки сети Х5, “Лента”, “Патэрсон”, “О’кей”, “Копейка”, “Виктория” и др. Масштаб запрашиваемых сумм говорит о том, насколько серьезно кризис поразил сетевиков.
Специалисты говорят, что больше всего сейчас страдают те, кто развивался наиболее активным образом, – кроме сетей гипермаркетов, это аптечные сети и салоны сотовой связи. Аптеки живут благодаря не торговле аспирином, а дорогостоящими препаратами, косметикой, биологически активными добавками. Большая часть этих товаров не относится к товарам повседневной необходимости, и от них, как ожижается, в первую очередь откажутся потребители в период увольнений и сокращения зарплат. Про торговцев мобильными телефонами основатель компании “Евросеть” Евгений Чичваркин несколько дней назад предельно четко выразился: “Сотовая розница в ближайшее время умрет”. Крупнейший в Петербурге ритейлер Х5 уже признает снижение платежеспособного спроса. В качестве выхода заявляет: “Мы сфокусируемся на проектах с быстрым сроком возврата инвестиций, приоритет будет отдан дискаунтерам и магазинам на арендованных площадях”.
Как прогнозируют отдельные эксперты, если умрет хотя бы одна из крупных сетей любой специализации (но в первую очередь продуктовая), это бумерангом ударит по всем звеньям рынка (производителям, строителям, бюджету и т.д.). Кроме того, банкротство крупной торговой сети вызовет психологический резонанс: население может начать скупать “соль и спички” (вариант – “кофе и прокладки”), в паническом ожидании закрытия всех приличных магазинов и последующего дефицита. Подобные панические настроения на потребительском рынке выливаются обычно только в рост инфляции.
Наконец, складывающая ситуация может привести к тому, что одна сеть окажется сильнее или ближе к центрам власти и денег, чем прочие, и начнет скупать конкурентов. На рынке всерьез поговаривают, что такая монополия вполне может появиться, и даже – с государственным участием, ведь деньги на покупку слабых игроков придут из госказны, очевидно в обмен на доли в акционерном капитале.
Евгений Никитин
Проблема ритейлеров (по официальным данным самих компаний) |
|
Сеть | что происходит |
“Эльдорадо”, крупнейшая сеть магазинов бытовой техники |
Из сети выделино380 телефонных магазинов, их собираются продать |
Аптечная сеть “36,6” | Закрыла десятую часть аптек (125 точек) собирается продать производство “Верофарм” |
“Патэрсон”, сеть универсамов | Персонал сокращен на треть |
“Дикси” | В 2009 году вдвое сократит инвестиции в развитие сети |
“Матрица”, торговля электротехникой | Не может погасить облигации на 1,2 миллиарда рублей |
Х5 | Чистый убыток в третьем квартале – $14,7 миллиона, уменьшит инвестиции в 2009 году в 2 раза |
“Копейка” | Остановила строительство новых магазинов |
_______________________________________________________________________
КОММЕНТАРИИ :
Система ритейла показала свою эффективность
Алексей Кривошапко, директор Prosperity Capital Management:
– Петербург действительно единственный город в России, в котором сетевые компании занимают столь большую долю в обороте торговли – более 80%. Связано это, я думаю, с тем, что в Северной столице – либеральное законодательство в отношении продажи земли и достаточно много предпринимателей, готовых заниматься сетевым бизнесом. Такова была сознательная политика городских властей на протяжении последних 7 – 8 лет. И я бы не сказал, что эта политика порочна – она предельно рыночна и способствует развитию конкуренции: у кого есть деньги и возможности построить на земле магазины, а затем начать бизнес – пожалуйста.
Ставка на сетевой бизнес, на мой взгляд, показала свою эффективность как у потребителей, так и в большой экономике – сети добросовестно платят налоги и не вызывают глобальных претензий у потребителей.
В период экономического кризиса государство решило помочь ритейлу кредитами – прекрасно, хотя, на мой взгляд, ритейловый бизнес нашел бы выходы из ситуации и без господдержки. Ведь положение далеко не катастрофическое – финансовая политика перекредитования, которую вели многие сетевые компании, означает всего лишь слишком большую агрессию – они хотели быстрее расти, увеличивая долг. И если сейчас какая-то компания почувствует свою несостоятельность, думаю, она не будет закрывать магазины, просто бизнес будет продан другой сетевой компании и система ритейла продолжит свое существование.
__________________________________________________________________
ЭКСПЕРТНАЯ СЕТЬ: Работа — не волк, вылетит — не поймаешь.