Надежды автомобилистов, что кризис заставит автопродавцов и автопроизводителей снизить цены на машины, совершенно не оправдываются.
На прошлой неделе сразу несколько производителей заявили о повышении цен на поставляемые в Россию автомобили с 1 января. Hyundai повышает розничные цены на всю линейку на 7%, Toyota на 6%, Ford на 5%. Подорожание коснется Opel, Mazda, Mitsubishi. А также китайских машин. Решил не отставать и “АвтоВАЗ”, которого повышение пошлины на новые иномарки (с 25 до 30%) никак не касается.
Известно, что цены на одни и те же марки новых машин – как производящихся в России, так и те, что ввозят к нам из-за рубежа, – всегда были примерно одинаковыми. Сначала это обстоятельство радовало покупателей – можно было получить Ford немецкой сборки по той же цене, что и сделанный во Всеволожске. Хотя первое авто вроде как облагалось пошлинами, а второе – нет. Теперь все наоборот – автопроизводители одинаково поднимут цены как на импортируемые автомобили, так и на производимые в России.
Упадет ли в результате в России спрос на иномарки? Казалось бы, все предпосылки для этого есть: кризис на предприятиях приводит к тому, что основные покупатели автомобилей, опасаясь сокращений, не стремятся срочно делать дорогостоящие покупки. Но обвального снижения спроса пока не произошло (впрочем, пока у дилеров есть запасы нераспроданных машин). Более того, по мнению экспертов, – и не произойдет.
– А почему цены должны падать? – комментирует тенденцию Виталий Новиков, директор торгового дома “Соллерс”. – Во-первых, цены в салонах должны учитывать все издержки, на всех этапах производства, включая заработную и арендную плату. Да, некоторые производители, кто не слишком уверен в популярности своего товара, цену сейчас снижают. Остальные могут даже повысить, вспомнив, что есть такой маркетинговый ход. Вот, “АвтоВАЗ”, похоже, уверен в своих силах. Дело в том, что цену на иномарки повышают плавно, но случаются иногда моменты, когда на это все одновременно обращают внимание. Вспомните, что в 2001 году Ford Focus в минимальной комплектации можно было купить за 11 тысяч долларов, а Opel Astra за 14 тысяч. Сейчас таких новых машин дешевле 18 и 20 тысяч вы не найдете. Правда, и минимальная комплектация расширилась.
– Разве из-за проблем с получением кредитов число покупателей не снизится?
– Это понимают и в автосалонах, поэтому дилеры некоторых марок заключают соглашения с банками. Например, FIAT, SsangYong и Ford можно купить, не переплачивая банку.
– Неужели на рынке новых иномарок не будет перепроизводства?
– А с этим борются. Вот завод Ford приостановил производство, якобы на каникулы. Лишь бы не оказалось слишком много невостребованных машин. Мне кажется, те машины, которые сейчас есть у салонов, успеют продать в хорошем темпе, а потом просто поставки будут меньше. Хотя у городских компактных авто всегда будет свой покупатель – значит, спрос на них не снизится. То же могу сказать про внедорожники, работающие на дизтопливе.
Нина Астафьева