Джакометти, пересекающий Эрмитаж

Самая знаменитая скульптура Альберто Джакометти – «Человек, пересекающий площадь». На его фоне женская фигура выглядит почти как архаичное тотемное изваяние. Известно, что моделями для ню служила жена художника, может быть, поэтому они ближе к реальности.

Альберто Джакометти – итальянский швейцарец, абсолютный классик искусства ХХ века. Его скульптуры вдохновляли художников-сюрреалистов и соц-артистов, писателей-экзистенциалистов и просто хороших кинорежиссеров.
Выставка в Эрмитаже предоставлена фондами из Базеля и Цюриха, она состоит из скульптур, рисунков и документальных фотографий. Это первый показ скульптора в Петербурге.

На 100-франковой (не самой большой) швейцарской купюре на лицевой стороне помещена самая известная парижская фотография Джакометти 1952 года, на оборотной – один из вариантов его скульптуры – “Шагающий человек”. Субтильная удлиненная фигура, бредущая как будто вне времени и пространства, стала фирменным знаком скульптора. Кстати, Леонид Соков, классик соц-арта, изобразил в скульптуре “Ленин и Джакометти” плотного приземистого вождя и шагающего человека, чтобы показать натужную избыточность советского официального искусства.

Еще одна знаменитая работа скульптора “Колесница” изображает тонкую фигуру женщины, которая “правит” колесницей. Большие колеса создают иллюзию приближения к зрителю, в то время как маленькая фигура – удаление от него.

Два произведения заслуживают особого внимания. Это “Рука”, созданная вскоре после Второй мировой войны, и плоская скульптура 1928 года “Смотрящая голова”, которая сделала Джакометти, своим в кругу художников Парижа, тогда главного центра мировой визуальной культуры.     

В. Ш.