Что будет с рынком добровольного медицинского страхования в следующем году? Страховые компании говорят, что кризис неизбежно приведет к сокращению социальных пакетов у российских компаний, а это, в свою очередь, – к сокращению расходов на добровольное медицинское страхование: корпоративные клиенты обеспечивают страховщикам 80 – 90% платежей по ДМС.
А те предприятия, которые все же решат сохранить ДМС для сотрудников, вероятнее всего, уменьшат стоимость полисов, для чего откажутся от части медицинских услуг – например, от оздоровительно-профилактических, от стационарного лечения или стоматологического обслуживания. Или предложат сотрудникам самим частично оплачивать полисы.
В этом есть и некоторые плюсы – уменьшение спроса на ДМС со стороны предприятий может, по мнению экспертов, привести к снижению стоимости услуг в медицинских центрах.
Директор по маркетингу страховой группы “АСК” Татьяна Долинина говорит: “Сегодня в Петербурге уже потихонечку началось сокращение рынка ДМС… У нас крупные договоры пока никуда не делись, но мелкие клиенты, которые начали страдать от кризиса (рекламные фирмы, мелкие банки, лизинговые компании), отказываются от социального пакета. Это будет продолжаться, скорее всего, и в течение следующего года. Во всяком случае, рост рынка ДМС сильно замедлится. Если за 9 месяцев 2008 года в нашей компании он составил 77%, а в среднем по рынку – 30 – 40%, то в будущем году вырастет на 5 – 10%… Это по оптимистическому прогнозу. По пессимистическому же упадет процентов на 20 – 25”.
С тем, что будет спад, согласен и главный врач Клиники им. Н. И. Пирогова Сергей Сингаевский. При этом он уверен, что попытка стимулирования спроса на ДМС с помощью внедрения более дешевых программ и сокращения перечня услуг – это паллиативная мера, которая не сможет сколь-нибудь существенно повлиять на ситуацию.
“Здесь может повлиять только государство, – уверен Сингаевский, – снизить для медучреждений арендную плату, цену на коммунальные платежи, дать отсрочку по их уплате… Раз уж такие льготы даются гораздо более крупным и богатым компаниям – почему бы не дать их нам? Собственными силами мы можем снизить цены очень незначительно, а вот при поддержке властей оно может быть очень существенным”.
Впрочем, есть среди участников рынка и такие, кто ждет от ДМС в 2009 году только роста и ничего другого. Связаны эти ожидания с введением с 1 января 2009 года новой налоговой льготы: вдвое будет увеличена необлагаемая налогом сумма, которую работодатели смогут направлять на медицинское страхование персонала, – с 3 до 6% от фонда оплаты труда.
“У страховых компаний в связи с этим все должно быть хорошо – сокращения рынка ДМС ждать не стоит”, – говорит директор медицинского центра “XXI век” Анна Соколова. С ней согласен и директор СПб филиала СК “РЕСО-Мед” Федор Михайлов: “Я не думаю, что будут активно развиваться дорогостоящие виды ДМС (т.е. VIP-программы), но ДМС на скромных программах, скорее всего, пойдет в рост за счет увеличения числа клиентов”.
На сколько снизятся в связи с кризисом и предполагаемым сокращением соц. пакетов цены на полисы добровольного страхования? Однозначных прогнозов пока никто не дает. При этом страховщики считают, что стоимость своих услуг должны сначала снизить медики – “цены программ ДМС целиком и полностью основываются на стоимости услуг в медицинских учреждениях!” – говорит заместитель директора Центра медицинского страхования СК “Русский мир” Анжелика Сухоцкая.
Медицина отвечает, что снижать цены им практически некуда.
“Я знаю, что некоторые клиники, которые получали прибыли и сверхприбыли в таких направлениях, как косметология, эстетическая медицина, уже снизили расценки. В некоторых из них объявлены скидки до 50%. Например, на лазерную эпиляцию, – объясняет Сергей Сингаевский. – Но те, кто занимается серьезной медициной – в первую очередь операционной, – просто физически не могут снизить расценки. Рентабельность такой медицины и так невысока – от 5 до 15%. Да, на некоторое время мы можем снизить расценки, чтобы выжить. При этом помните, что будет амортизироваться оборудование и мы начнем отставать технологически”.
С ним согласна и заместитель главврача по клинико-экспертной работе Поликлинического комплекса Марианна Смирнова: “Ни одна частная клиника не будет работать себе в убыток”.
Впрочем, сами врачи при этом говорят, что немалой экономии потребители медицинских услуг могут добиться и сейчас – если потратят время на изучение рынка.
“Я недавно стал дедушкой и решил подарить своей дочери программу медицинского сопровождения ребенка 1-го года жизни, – говорит Сингаевский. – Сам провел маркетинговое исследование. Разброс цен на одну и ту же программу оказался феноменальным! В разных страховых компаниях она стоила от 118 тыс. до 180 тыс. рублей. В нестраховых медицинских компаниях (т.е. фактически напрямую в медучреждениях. – А. К.) разброс на нее был уже от 60 тыс. до 85 тыс. рублей. В мелких фирмах то же самое согласились сделать за 35 тысяч. В конце знакомый врач сказал: “Дай мне десятку, и я все сделаю”. Так что резервы очень большие!”.
Алексей Крылов
__________________________________________________________________
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:
Может ли пенсионное страхование стать популярнее банковских депозитов?
Можно ли застраховать квартиру от соседней стройки?