Чтоб пчелиная жизнь медом не казалась

Страшное количество меда появилось последнее время в Петербурге – по крайней мере медовые магазины открываются на каждом углу. Одновременно поголовье пчел настолько стремительно падает, что непонятно, откуда мед для этих магазинов будет браться. На прошлой неделе пчеловоды обвинили в проблемах пчел сотовых операторов. Последние отрицают, но не всё.

В России учет пчел поставлен  хуже, чем учет лиц кавказской национальности. Лети себе куда хочешь, откуда хочешь,  никто даже паспорта не спросит.  Последняя перепись диких пчел проводилась черт-те когда, если вообще проводилась. Рабочих пчел считают лучше, и уже 2004 году  специалисты начали бить в колокольчик. Тогда  зам. начальника управления животноводства и племенного дела Федерального агентства по сельскому хозяйству Минсельхоза РФ Г. Шичкин заявил, что начиная с 1990-х годов и до 2004 года поголовье пчел в России сократилось втрое, до  3,3 млн пчелосемей (одна пчелосемья – население одного улья со всей его сложной иерархией и строгим разделением пчел по профессиям – пчела-матка, трутни, рабочие пчелы и т.п.).  Тогда считалось, что это связано с чисто экономическими причинами, во что верилось легко – падение производства во всей стране, упадок сельского хозяйства. Но даже в такой ситуации пчелы бескорыстно отдавали россиянам около 50 тыс. тонн товарного меда в год.

Прошло несколько лет, в стране начался экономический подъем, однако поголовье пчел восстанавливалось плохо. Закралась мысль, что не только в экономике дело. Потому что пчел становилось меньше не только в России, но и в других странах. В 2007-м было отмечено, что если ранее численность пчел резко сокращалась ранней весной, когда умирают старые пчелы, то теперь число пчел стало уменьшаться в течение всего года. Значительно сократилось поголовье в Греции, Италии, Польше, Португалии, Испании и Великобритании.  В США незадолго до начала экономического кризиса зафиксировано падение поголовья пчел на 50%, из-за чего, вероятно, кризис и начался.

Пчела – давно уже не только источник меда. Без пчел и без воска по-прежнему не могут обойтись не только Винни-Пух, но и более 40 самых разных отраслей промышленности – кондитерская, фармацевтическая, электротехническая…  Пчела – основной опылитель всех сельскохозяйстенных растений. Благодаря удачной конструкции (мохнатое брюхо, длинное жало)  и тому, что их довольно много, пчелы опыляют больше видов растений, чем кто-либо еще – шмели, мухи, жуки, бабочки. Давно замечено, что сокращение пчел моментально приводит к падению урожаев. Так было, например, в 2004 году, когда из-за холодной зимы 2003/04 Россия потеряла около 1 млн пчел, т.е. 25 – 30% всей популяции.

Первыми тревогу по поводу исчезновения пчел начали бить в прошлом году 24 американских штата. Американские фермеры заметили, что холодные зимы были и раньше, однако это не приводило к столь резкому сокращению популяции. Вслед за Америкой сокращение пчел затронуло Европу. Немецкие ученые выдвинули теорию, что причиной исчезновения целых роев стала дезориентация насекомых из-за техногенных факторов. Но каких именно? Промышленность, конечно, худо-бедно развивается, однако выбросов в атмосферу становится меньше благодаря крайней озабоченности этой проблемой, да и вряд ли пчелы в полете ориентируются по дыму заводских труб. Доказано, что основной ориентир для них – магнитное поле земли, и в меньшей степени – поляризованный солнечный свет. Американские ученые выдвинули предположение, что причиной дезориентации пчел в пространстве стало распространение мобильной связи.  

Конечно, магнитное поле Земли искажает и множество других источников, например, радиовещание, телевидение, высоковольтные линии электропередач, однако какой-то революции в радио, телевидении, электрификации последнее время не наблюдается.  Американские ученые провели эксперимент – поместили в улей стыковочный узел для беспроводного телефона, который распространял на весь рой электромагнитные волны (на него интенсивно звонили). В результате 70% подвергнутых излучению пчел, улетев собирать нектар, уже не смогли найти обратного пути в улей. Аналогичный опыт поставили ученые из университета Ландау (Германия), которые оспаривают у американцев право на это открытие. Вот что они сообщают: “Электромагнитное излучение мобильных сетей –  возможная причина внезапной массовой гибели пчел, зафиксированной в этом году.  Излучение вмешивается в собственную навигационную систему пчелы. Исследования показали, что пчелы отказываются лететь в улья, если рядом находятся мобильные телефоны”.

Ни американские, ни германские пчеловоды пока не проявляют особой активности в связи с вышеизложенным открытием, чего не скажешь о российских.

На прошлой неделе пчеловоды (собравшиеся на проходящий с 18 по 21 декабря в Петербургском СКК фестиваль “Петербургский самовар” – в нем участвуют  более 20 пчеловодческих компаний, частных пасек и индивидуальных пчеловодов со всей страны) собрались на теплоходе “Красин” и  обсудили проблему исчезновения пчел.

– То, что американцы обнаружили только сейчас (сообщения появились в начале этого года), я заметил много лет назад, – рассказывает пчеловод Евгений Белокуров, много лет занимавшийся разведением пчел в Волгоградской области. – Поставив несколько ульев в непосредственной близости от ЛЭП, я обнаружил, что пчелы просто не возвращаются в улей. Каждая пчела – это маленький компас. Потеряв ориентацию в пространстве, они падали на землю и погибали. Я перенес ульи подальше от ЛЭП, и проблемы исчезли.

– Опасность достаточно серьезная не только для пчеловодов, – рассказывает Ольга Городко, директор пчеловодческой компании “Тенториум”. –  Еще Альберт Эйнштейн говорил: если пчела исчезнет с лица Земли, человечеству останется жить 4 года.

– Все техногенные факторы – ЛЭП, нефтяные трубы не подарок для природы, но говорить о том, что все пчелы вымрут из-за базовых станций – явное преувеличение, – говорит Маргарита Горбачева, начальник пресс-службы Северо-Западный филиала “МегаФон”. – Кто же ставит мобильный телефон в улей? А базовые станции стоят так высоко, что излучение от них меньше, чем от телефонов. Излучение от микроволновых печей – на порядок выше.

– Но, может, подстраховаться на всякий случай – а то пчелы вымрут и поздно будет?

– Если ученые высчитают величину излучения, степень его влияния на пчел и дадут рекомендации, как нужно размещать ульи и базовые станции по отношению друг к другу, мы, конечно, будем следовать их указаниям. Готовы принимать и профилактические меры. Уже сейчас мы прокладываем между базовыми станциями оптоволокно, хотя это гораздо дороже. Но там, где это невозможно, в удаленных районах, ставим обычные радиорелейные станции, излучение от которых, конечно, больше. Оно не пробивает стены зданий, но птицы и пчелы  там летать не будут. Облетят вокруг. Базовых станций не так много, чтоб негде было летать.

Как пояснили пчеловоды, они пока не собираются ни бороться с сотовыми операторами, ни даже отказываться от мобильной связи совсем, но никогда не звонят вблизи ульев. Бороться будут другими методами – акция “Пчела – друг человека” пройдет в СКК в субботу, 20 декабря, с 12.40, и в воскресенье, 21-го, с 15.00, для того чтобы люди обратили внимание на проблемы пчел и  перестали их бояться. Я им предложил запустить под крышу СКК большой рой пчел, чтоб пчелы и люди окончательно подружились, но пчеловоды говорят, что пчелы в это время спят, как медведи, а если разбудить, разозлятся и не дадут меду весной.  Так что придется подождать – станет потеплее, непременно заведу пчелу и стану с 9.00 до 9.45 выгуливать ее на леске. В это время звонить мне не надо – все равно телефон выключу.     

Алексей Орешкин